1. Ввести понятия остроугольного, прямоугольного и тупоугольного треугольников. 2. С помощью эксперимента подвести учащихся к формулировке теоремы о сумме углов треугольника, 3. Доказать теорему и научить применять при решении задач. 4. Развитие познавательной активности учащихся, мышления, внимания.
1. Закрепить знания по темам: треугольник, параллельные прямые, виды углов; 2. Закрепить навыки использования транспортира; 3. Развивать умение пользоваться учебником; 4. Развивать математическую речь учащихся; 5. Формировать умение анализировать и делать выводы; 6. Воспитывать интерес к предмету.
1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний; 3. Устная работа; 4. Постановка проблемы и анализ путей ее решения.; 5. Выдвижение гипотезы; 6. Подтверждения гипотезы; 7. Доказательство теоремы; 8. Решение заданий на закрепление полученных знаний; 9. Рефлексия; 10. Задание на дом.
Сегодня на уроке наш класс превратится в «научно-исследовательский центр», а вы станете «сотрудниками» его лабораторий: 1. Лаборатории экспериментов. 2. Лаборатории теоретических доказательств. 3. Лаборатории практических испытаний.
На предыдущих уроках мы с вами изучали признаки параллельности прямых и свойства углов при параллельных прямых. Сегодня на уроке, полученные по этой теме знания, помогут сделать нам новое открытие. Дайте определение параллельных прямых ( Две прямые на плоскости называется параллельными, если они не пересекаются)
Назовите пары углов, которые образуются при пересечении двух параллельных прямых секущей
Сформулируйте признаки параллельности прямых Если при пересечении двух прямых секущей накрест лежащие углы равны, то прямые параллельны; Если при пересечении двух прямых секущей соответственные углы равны, то прямые параллельны; Если при пересечении двух прямых секущей сумма односторонних углов равна 180,то прямые параллельны;
Сформулируйте свойство углов при параллельных прямых Если две параллельные прямые пересечены секущей, то накрест лежащие углы равны; Если две параллельные прямые пересечены секущей, то соответственные углы равны; Если две параллельные прямые пересечены секущей, то сумма односторонних углов равна 180.
1) Сформулируйте определение треугольника. (ТРЕУГОЛЬНИК – это фигура, образованная тремя точками, не лежащими на одной прямой, и отрезками, попарно соединяющими эти точки.) 2) Назовите элементы треугольника. (Вершины, стороны, углы.) 3) Какие виды треугольников различают? (По сторонам: разносторонние, равносторонние, равнобедренные; карточки – треугольники) 4) Треугольники различают и по углам.
Угол – это фигура, … ( Угол – это фигура, образованная двумя лучами, выходящими из одной точки. Лучи называют сторонами угла, а точку – вершиной). 2. Если …, то угол называют … ( Если величина угла 90, то угол называют прямым. Если – 180, то развернутым. Если больше 0. но меньше 90, то называют острым. Если больше 90, но меньше 180, называют тупым.)
Углы бывают тупые, острые, прямые и развернутые. Внутренний угол треугольника – это … Внутренний угол треугольника – угол, образованный его сторонами, вершина треугольника является вершиной его угла.
Начертите угол: (3 ученика делают на доске) 1 – ряд – тупой; 2 – ряд – прямой; 3 – ряд острый. Дополните рисунок до треугольника. Что для этого нужно сделать? (Взять по точке на сторонах угла и соединить их отрезками.) Полученные треугольники можно назвать: тупоугольными, прямоугольными и остроугольными. ((карточки – треугольники) Обратите внимание, что у остроугольного треугольника все углы острые.
Бывают ли треугольники с двумя прямыми углами? С двумя тупыми углами? С прямым и тупым углом? Как это обосновать? Сделать рисунок. ( один ученик выполняет рисунки на доске)
Мы выполнили практическую работу, сделали обоснование того факта, что треугольник с заданным набором углов не всегда существует. Его существование зависит от величин углов. Как можно узнать, чему равна сумма углов треугольника? Практически измерением, теоретически рассуждением.
Сумма углов треугольника равна 180 Дано: АВС 1, 2, 3 –внутренние Доказать:
провести прямую через одну из вершин параллельно противолежащей стороне; представить развернутый угол в виде суммы углов; составить пары равных углов; заменить слагаемые равными им углами треугольника.
1. Чему равен третий угол в треугольнике, если один из углов 40°, второй 60°? (80°) 2. Чему равен угол равностороннего треугольника? (60°) 3. Чему равна сумма острых углов прямоугольного треугольника? (90°) 4. Чему равен острый угол прямоугольного равнобедренного треугольника? (45°)
Выставление оценок учащимся, домашнее задание (с комментариями). Выучить теорему и доказательство. п.30 стр.66;223