LOGO ФГОС основного общего образования: структура и требования к результатам освоения основной образовательной программы И. И. Миронова, методист ГМЦ
Company name Федеральные государственные образовательные стандарты В соответствии с Федеральным законом 309 от 5 декабря 2007 года «в Российской Федерации устанавливаются Федеральные государственные образовательные стандарты, представляющие собой совокупность требований обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».
Company name
Company name Обязательным будет обучение по ФГОС: на ступени основного общего образования с 2015/16 учебного года; на ступени среднего (полного) общего образования с 2020/21 учебного года. Переход на ФГОС может осуществляться и поэтапно, по ступеням общего образования после утверждения соответствующих стандартов и по мере готовности образовательных учреждений к введению ФГОС: в 5 классах начиная с 2012/13 учебного года, в 10 классах – с 2013/14 учебного года.
Company name Запросы семьи, общества и государства Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России Фундаментальное ядро содержания общего образования Основы ФГОС Впервые ФГОС создавался в виде системы ключевых требований не к предметному содержанию, а ко всей образовательной системе
Company name ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ. Изменилась структура стандарта. ФГОС представляет собой совокупность требований: 1) к структуре ООП; 2) к условиям реализации ООП; 3) к результатам освоения ООП. Изменилась не только структура, но и методология стандарта. Во ФГОС последовательно реализуется системно- деятельностный подход. Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования Каковы ключевые особенности ФГОС?
Company name представить цели образования в виде системы ключевых задач, направленных на формирование личностных качеств обучающихся; определить – в соответствии с целями – способы действий, овладение которыми необходимо выпускникам для дальнейшего образования, социализации и профессионального самоопределения. Методологическая основа стандартов – системно – деятельностный подход, который позволяет:
Company name от прежнего определения цели обучения - усвоение знаний, умений и навыков – к новому ее определению: формированию опыта самостоятельного познания (компетенций обучающихся); от стихийности самостоятельной учебной деятельности школьников к их самоорганизации; от предметного содержания, оторванного от жизни, к обучению в контексте решения значимых жизненных или профессионально ориентированных задач. Системно - деятельностный подход предполагает переход на:
Company name Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостного представления о мире Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Принцип вариативности Принцип творчества Дидактические принципы:
Company name
Company name Стандарт как совокупность трех систем требований 1 к результатам освоения основной образовательной программы общего образования 23 к структуре основной образовательной программы, включающей требования к соотношению (объемам) частей, ее составляющих к условиям реализации основной образовательной программы: кадровым, финансовым, материально- техническим и иным
Company name Требования к результатам освоения основной образовательной программы Предметные результаты Метапредметные результаты Личностные результаты Формирование УУД, создание условий для развития творческих способностей, приобретение опыта деятельности
Company name сформулированы в примерных программах по предметам, которые составлены на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования Предметные результаты
Company name Метапредметные результаты включают в себя освоенные универсальные учебные действия (УУД), которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обущающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизаии, сотрудничеству и коммуникации.
Company name Виды УУД Личностные РегулятивныеПознавательные Коммуникативные
Company name Личностные УУД Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно – смысловую ориентацию учащихся К личностным УУД относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Company name Регулятивные УУД Регулятивные универсальные учебные действия определяют готовность обучающегося к самоорганизации К регулятивным УУД относятся: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.
Company name Познавательные УУД Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации К познавательным УУД относятся: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
Company name Коммуникативные УУД Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают взаимодействие обучающихся со сверстниками и взрослыми К коммуникативным УУД относятся: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.
Company name определить условия для развития УУД в предметной области, разработать с этой целью систему специальных заданий к уроку или продумать пути формирования УУД во внеурочной деятельности. Новая задача педагога -
Company name Личностные результаты Ценностные ориентации учащихся, индивидуальные характеристики. Важная задача – формирование основ гражданской идентичности, внутренней позиции школьника по отношению к образовательному процессу.
Company name Для достижения указанных результатов необходимо внести следующие изменения в учебный процесс: Внедрять интерактивные методы обучения Увеличивать объем самостоятельной работы на уроке Раскрыть значимость формируемых знаний для жизни и дальнейшей деятельности обучающегося Создать условия для раскрытия творческих способностей учащегося, развития его мышления
Company name Таким образом, при переходе на ФГОС ООО перед каждым учителем возникнут задачи: Переосмыслить имеющийся опыт педагогической деятельности, соотнести его с новыми требованиями; Выбрать технологии личностно – ориентированного обучения, способствующие достижению требуемых результатов; Разработать инструментарий, необходимый для организации деятельности учащихся.
Company name