Компетенции психолога в современном образовании Битянова Марина Ростиславовна, канд.психол.наук, директор Центра психологического сопровождения образования «ТОЧКА ПСИ»
Психолог в образовании: основное противоречие Психологические потребности образования Запрос на деятельность педагога-психолога
Психологические потребности образования: Федеральные образовательные стандарты второго поколения Профильная школа Концепция духовно- нравственного воспитания и развития Инклюзивное образование Предшкола
Психологические потребности системы образования: Теоретическое и научно-методическое обеспечение деятельности других специалистов Психологическое развитие учащихся Психологическая помощь субъектам образовательного процесса
Психологическое обеспечение педагогической деятельности: Экспертиза педагогических программ и проектов Мониторинг психологического развития Научно- методическая поддержка Психологическое проектирование Просвещение и обучение педагогов
Как понимается личностное развитие в образовательном стандарте? Начальная школа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Основная школа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Психологическое развитие учащихся Эмпатия и толерантность Социальный интеллект и коммуникативные способности Креативность Способность к самоопределению и совершению выбора Независимость мышления, рефлексивность
Психологическая помощь В решении проблем образования В решении внутрилично стных проблем В решении проблем социальной адаптации В преодолении сложных жизненных ситуаций
Запрос на деятельность психолога ОУ: Неопределенность функционала Неудовлетворенность уровнем подготовки специалистов Отсутствие быстрого эффекта Сопротивление педагогов
Помощь Психологическое развитие Обеспечение Психологическое развитие Помощь Реальная практикаЗапросы образования
Причины «разрыва» между «надо» и «умею»/»хочу» Профессиональная позиция «Психолог – практик» Точка роста: позиция «Психолог-прикладник»Психолог-прикладник Отсутствие научно-теоретической поддержки новых запросов Развитие прикладного научного знания Отсутствие «экологичных» методов Профессиональное творчество
Специфика прикладной профессии «педагог-психолог» Профессиональные задачи вытекают из целей образования Принципиальная «несамодостаточность» деятельности Вариативность моделей деятельности, связанная с запросом ОУ
Психолог в школе: основная проблема построения деятельности Исходные характеристики Желаемые характеристики Психолог Педагог Средства изменения
Логика проектирования системы психологической работы в образовании: Психологические потребности образования Запросы к психологам Деятельность психологов
Осознание и формулирование психологических потребностей образования 1 шаг Выявление запросов на деятельность психологов образования 2 шаг «Настройка» деятельности психологов на запросы образования 3 шаг
Вопросы для обсуждения Считаете ли вы задачу самоопределения психолога в современном российском образовании актальной? Какие пути самоопределения вы видите? Какие направления и модели деятельности психолога в образовании считаете наиболее востребованными?