Пильникова Галина Петровна г. Гремячинск ПРИРОДА И МУЗЫКА Материалы к уроку музыки в общеобразовательной школе
Большинство русских композиторов, Большинство русских композиторов, как и художников, в своём творчестве часто обращались к теме природы. Ярким представителем Ярким представителем этого жанра является Модест Петрович Мусоргский.
Был У М.Мусоргского близкий друг – Был У М.Мусоргского близкий друг – художник Гартман. Недолго художник Гартман. Недолго продолжалась эта дружба. продолжалась эта дружба. Гартман умер, и Мусоргский тяжело Гартман умер, и Мусоргский тяжело переживал смерть близкого друга. переживал смерть близкого друга. Друзья решили устроить в память Друзья решили устроить в память о художнике выставку его картин. о художнике выставку его картин. Вот на эту выставку и приглашает нас Мусоргский Вот на эту выставку и приглашает нас Мусоргский в фортепианном цикле «Картинки с выставки»
Каждая пьеса в этом цикле – Каждая пьеса в этом цикле – как бы воспоминание как бы воспоминание о какой-либо картине о какой-либо картине Гартмана, Гартмана, представленной на выставке. представленной на выставке. Но есть в цикле особая пьеса – «Прогулка», связывающая все картинки в единый сюжет.
Звуки музыки, как правило, не имитируют звучания природы в их чистом виде. Даже свист ветра и шум волн в музыкальном переложении принимают иное звучание, чем в жизни. Эти звукосочетания передают состояние души человека, слушающего завывание ветра или морской прибой.
Сколько различных чувств вложено Николаем Андреевичем Римским-Корсаковым в жужжание шмеля в опере « Сказка о царе Салтане», - тут и тревога, и надежда, - тут и тревога, и надежда, и радостное ликование. Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков способна вызвать у слушателей любые переживания.
У Горького есть рассказ, который так и называется «Музыка».В нём описываются чувства молодого революционера, услышавшего звуки рояля в соседней комнате рядом с кабинетом жандармского полковника. Музыка напоминала ему картину осени: по скошенным лугам, по жухлой траве течёт сырой холодный ветер, зябко трепещет лес под его натиском, роняя на землю последние золотые листья
Как бы ни была неопределённа и многозначна музыка, почти всегда, слушая её, мы способны перевести звучания в какие-то картины, в мимолётные образы. Психологи подтверждают это. Был проведён опыт. Несколько человек, прослушавших мелодию песни Шуберта «Форель», рассказали о своих впечатлениях о музыке.
Все участники опыта одинаково восприняли мелодию, словно повторяющую прихотливые переливы движущейся воды. Им показалось, что они стоят возле ручья, осыпанные мелкими серебристыми брызгами, Некоторым даже почудилось, что где-то щебечут птицы. Надо сказать, что слушатели не знали содержания песни Шуберта, иначе их ответы были бы более определёнными и точными
Римский-Корсаков как-то пригласил своих друзей прослушать увертюру к его новой опере. И попросил ответить, что, по их мнению, выражает музыка. Все пришли к единому мнению – музыка, несомненно, рисует ясную, но холодную ночь и безмятежную тишину. Как потом выяснилось, Римским-Корсаковым была задумана опера «Ночь перед рождеством». И действительно, он хотел передать в звучаниях очарование зимней ночи, с «хрустальным перезвоном звёзд». Римский-Корсаков как-то пригласил своих друзей прослушать увертюру к его новой опере. И попросил ответить, что, по их мнению, выражает музыка. Все пришли к единому мнению – музыка, несомненно, рисует ясную, но холодную ночь и безмятежную тишину. Как потом выяснилось, Римским-Корсаковым была задумана опера «Ночь перед рождеством». И действительно, он хотел передать в звучаниях очарование зимней ночи, с «хрустальным перезвоном звёзд».
П.И. Чайковский. «Времена года». А сколько чувств и образов в музыке Петра Ильича Чайковского! По программе, предложенной нотным издателем, Чайковский написал свой знаменитый фортепианный цикл «Времена года».В этих небольших пьесах отражено настроение сезона – зимние грёзы, весенняя свежесть, летнее раздолье, осенняя грусть. Композитор вложил в них всю свою огромную любовь к русской природе.
Зима. Каждой из двенадцати миниатюр предпослан заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки. Каждой из двенадцати миниатюр предпослан заголовок и эпиграф, раскрывающие характер музыки. Вот некоторые из них. Вот некоторые из них. И мирной неги уголок И мирной неги уголок Ночь сумраком одела, Ночь сумраком одела, В камине гаснет огонёк, В камине гаснет огонёк, И свечка нагорела. И свечка нагорела. Эта миниатюра носит заголовок Эта миниатюра носит заголовок «Январь. У камелька». Эти стихи «Январь. У камелька». Эти стихи А.С. Пушкина удивительно гармонируют с музыкальной тканью пьесы, мечтательной, раздумчивой, словно сотканной из мирной неги зимнего зимнего вечера. вечера.
Масленица. Короткое двустишие из стихотворения П.Вяземского «Масленица на чужой стороне» стремительно вводит нас в пёстрый и многоголосный мир масленичного гуляния. Короткое двустишие из стихотворения П.Вяземского «Масленица на чужой стороне» стремительно вводит нас в пёстрый и многоголосный мир масленичного гуляния. Снова масленицы бойкой Закипит широкий пир. Закипит широкий пир.
«Подснежник» Нежная, трепетная мелодия «Подснежника» передаёт живое дыхание весны. Мы словно слышим её рождение – видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из- под снега. Нежная, трепетная мелодия «Подснежника» передаёт живое дыхание весны. Мы словно слышим её рождение – видим маленький беспомощный цветок, пробивающийся к свету из- под снега. Голубенький, чистый Голубенький, чистый Подснежник-цветок! Подснежник-цветок! А подле сквозистый А подле сквозистый Последний снежок… Последний снежок…
В вальсовом движении мелодии журчит ручеёк, звенит капель, словно «первые грёзы» весеннего обновления
«Ноябрь. На тройке» Не гляди же с тоской на дорогу Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой во след не спеши, И за тройкой во след не спеши, И тоскливую в сердце тревогу И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши! Поскорей навсегда заглуши! Некрасовские стихи открывают музыкальную картину птицы-тройки, вихрем уносящейся в серебристый дым. Звенят бубенцы. Слышится цокот копыт. Музыка подвижная, стремительная, а в сердце закладывается тревога, словно что-то прекрасное исчезает вместе с лихой тройкой. Всё тише и тише песня. Тают вдали звуки бубенчиков. Всё в жизни уходит, исчезает в снежной пыли.
Стихи сплетаются с музыкой, раскрывают её душу, помогая нам отдаться настроению, вызываемому каждой пьесой цикла «Времена года». Стихи сплетаются с музыкой, раскрывают её душу, помогая нам отдаться настроению, вызываемому каждой пьесой цикла «Времена года».
Н. Римский-Корсаков написал оперу- былину «Садко».Вступление к этой опере носит название « Океан – море синее». Главная интонация музыкальной картины моря имеет всего три звука, которые, переплетаясь, создают образ моря – то спокойного и безмятежного, то взволнованного и грозного.
Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира. Есть музыка, которая отображает душевное состояние человека, чувства и мысли, связанные с его внутренним миром. А есть музыка, которая передает настроение, связанное с образами природы, внешней картиной мира. Это может быть настроение утренней природы: хрупкой, нежной. Или вечернее настроение. Это может быть настроение утренней природы: хрупкой, нежной. Или вечернее настроение. Вечер отрадный лёг на холмах, Вечер отрадный лёг на холмах, Ветер прохладный дует в полях Ветер прохладный дует в полях Дует, ласкает травку, цветы, Дует, ласкает травку, цветы, Тихо качает розы кусты. Тихо качает розы кусты.
Литература и Интернет-ресурсы Тарасов Л.М. Музыка в семье муз: Очерки/рисунки А.Король, - Л.: Дет.лит., – 159 с., ил.
Об авторе Об авторе Пильникова Галина Петровна. Пильникова Галина Петровна. Преподаватель детской школы искусств и школы 11 г Гремячинска. Закончила Горьковскую консерваторию в 1980 г. Стаж работы 36 лет.