«Возможности методов арт-терапии в работе с подростками» Е. В. Атясова, педагог - психолог. Е. В. Атясова, педагог - психолог МБОУ гимназия 4 « Ступени » МБОУ гимназия 4 « Ступени » 1
Е.В. Атясова 2 Метод арт-терапии - это особый вид психотерапии изобразительными искусствами, целью которой является гармонизация личности через развитие способности к самопознанию, самовыражению. «Атр-терапия» - («art», - искусство, «arttherapy») – означает «лечение» пластическим изобразительным творчеством с целью воздействия на психоэмоциональное состояние человека. Предлагаются различные занятия изобразительного и художественно-прикладного характера, которые направлены на активизацию общения и с психотерапевтом иди группой в целом для более ясного, тонкого выражения своих переживаний, проблем, внутренних противоречий, с одной стороны, а также творческого самовыражения - с другой. В настоящее время в арт-терапию включают и такие виды творчества, как видео-арт, инсталляция, перфоманс, компьютерное творчество, где визуальных канал коммуникации играет ведущую роль. (Психотерапевтическая энциклопедия под ред. Б.Д. Карвасарского)
Е.В. Атясова 3 Художественное творчество Эмоциональнаясфера Когнитивная сфера сфера Поведенческая сфера
Е.В. Атясова 4 Арт-терапияАрт-терапия ФотоФото КоллажКоллаж ИЗОИЗО Музыкальная терапия Танцевально- двигательная терапия ГлинаГлина ПесокПесок ИграИгра ИнсталляцияИнсталляция ВидеоВидео ПерфомансПерфоманс ДрамаДрама ДраматерапияДраматерапия МаскаМаска СказкаСказка ТанецТанец ЗеркалаЗеркала
Е.В. Атясова 5 Методы арт-терапии
Е.В. Атясова 6 Пространство методов арт-терапии
Е.В. Атясова 7 Принципы арт-терапии: использование средств творческой деятельности и специфика анализа ее продуктов; использование средств творческой деятельности и специфика анализа ее продуктов; анализ «карты мира» клиента (самости); анализ «карты мира» клиента (самости); использование модальности воображения для создания новых образов в процессе творческой деятельности человека; использование модальности воображения для создания новых образов в процессе творческой деятельности человека; построение образов, которые пока неосуществимы; построение образов, которые пока неосуществимы; создание новых образов с помощью волевых усилий (активное воображение); создание новых образов с помощью волевых усилий (активное воображение); использование аттрактанта (то, что манит) для формирования мотивации. использование аттрактанта (то, что манит) для формирования мотивации. Арт-терапевт - специалист со знаниями природы и возможностей художественного творчества
8 Арт-материалы: Цветные карандаши, мелки, пастель; Цветные карандаши, мелки, пастель; Краски; Краски; Пластилин, глина, специальное тесто; Пластилин, глина, специальное тесто; Бумага для рисования разных форматов, цветная бумага, цветной картон, гафрированая бумага; Бумага для рисования разных форматов, цветная бумага, цветной картон, гафрированая бумага; Различные крупы, бусинки, пуговицы; Различные крупы, бусинки, пуговицы; Кисти, губки, ножницы, клей, скотч. Кисти, губки, ножницы, клей, скотч.
9 Особенности выбора материала: 1. Фломастеры, карандаши, мелки - позволяют «усилить» контроль; Пастель, краска и глина способствуют более свободному выражению. 2. При индивидуальной работе с детьми или группами, чье по ведение трудно контролировать, стоит начать с «контролируемых» материалов, постепенно включая в работу остальные. 3. Неуверенные в себе, уставшие - будут чувствовать себя увереннее и спокойнее при работе с материалами, которые легче контролировать. Неуверенные в отношении своих художественных способностей - вырезание картинок из журнала для создания коллажа. Неуверенные в отношении своих художественных способностей - вырезание картинок из журнала для создания коллажа. 4. Краска, глина дают возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций. 4. Краска, глина дают возможность более глубокого самовыражения, особенно при изучении чувств или реакций.
10 Аспекты восприятия продуктов изобразительного творчества: какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; какое чувство передает рисунок, коллаж, скульптура; что выглядит странным; что выглядит странным; чего не хватает у данного объекта; чего не хватает у данного объекта; что находится в центре; что находится в центре; каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей; каковы размеры и пропорции изображенных объектов и людей; есть ли повторяющиеся объекты.; есть ли повторяющиеся объекты.; в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором; в какой перспективе выполнена работа и как она используется автором; есть ли подписи на работах. есть ли подписи на работах.
Е.В. Атясова 11 Основные этапы арт-терапии: Первый этап: свободная активность перед собственно творчес ким процессом непосредственное переживание. Первый этап: свободная активность перед собственно творчес ким процессом непосредственное переживание. Второй этап: процесс творческой работы создание феномена, визуальное представление. Второй этап: процесс творческой работы создание феномена, визуальное представление. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на правленный на достижение интенционального видения. Третий этап: дистанцирование, процесс рассматривания, на правленный на достижение интенционального видения. Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы. Четвертый этап: вербализация чувств, мыслей, возникших в результате рассматривания творческой работы.
Е.В. Атясова 12 Жизнь клиентаОпыт личной жизни до сессии Погружение Начало сессииСоединение с повседневной реальностью Связь Ведение к созданию произведения или игре Создание произведения или игры Опыт альтернативного мира. Техники погружения. Ориентировка на работу, игру или ритуал. Близость и удаленность от темы Эстетический анализ Признание воображаемой реальности СоединениеВспоминание эффективной реальности Завершение сессии Соединение с началом или домашняя работа Жизнь клиентаВызов опыту в привычном мире « Архитектура » арт-сессии (П.Книлл)
Литература: 1. Арнхейм Р. « Искусство и визуальное восприятие ». 2. Бетенски М. « Что ты видишь ? Новые методы арт - терапии ». 3. Бондс Л. « Магия цвета ». 4. Бурно М. Е. « Терапия творческим выражением ». 5. Вачков И. В. « Методы психологического тренинга в школе » 6. Грегг М. « Тайный мир рисунка » 7. Емельянова Е. В. « Психологические проблемы современного подростка и их решение в тренинге » 8. Киселева М. В. « Арт - терапия в работе с детьми : Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми » 9. Копытин А. И. « Основы арт - терапии » 10. Копытин А. И. « Теория и практика арт - терапии » 11. Лебедева Л. Д. « Практика арт - терапии : подходы, диагностика, система за нятий ». 12. Люшер М. « Магия цвета » 13. Остер Дж. « Рисунок в психотерапии » Е. В. Атясова 13