ЕГЭ 2012
Задание требует конкретизировать какое - либо явление, теоретическое положение примерами Задания отнесены к одним из наиболее сложных в рамках ЕГЭ по обществознанию ( с ним справляются не более % учащихся ) Эти задания не имеют готовых вариантов ответа, а формулировать собственные утверждения всегда труднее, чем выбрать из предложенного Трудности вызывает сам процесс конкретизации
УказанияБаллы Правильно указаны и конкретизированы три положения 3 Правильно указаны и конкретизированы два положения 2 Правильно указано и конкретизировано одно положение 1 Максимально 3 балла
Задание : раскройте на примере изучения любого школьного предмета три основные характеристики учения как вида деятельности. Конкретизация ситуации : 1.Наличие субъектов деятельности ( учащихся и учителя ) 2.Наличие объекта деятельности ( изучаемого предмета ) 3.Нацеленность на приобретение новых знаний и умений 4.Использование методов учения и преподавания 5.Использование средств обучения ( учебник, атлас, рабочая тетрадь )
Задание : раскройте на трех примерах различные проявления воздействия политики на культуру. Конкретизация ситуации ( три примера ): год - принят циркуляр Российского министерства народного просвещения « о кухаркиных детях », который ограничивал получение образования детьми из низших слоев общества год – решения советской власти о введении, а затем ужесточении контроля ( цензуры ) за всяким печатным словом с целью укрепления советской власти и недопущения инакомыслия е годы прошлого века – возникновение различных направлений « революционного искусства » в нашей стране и ряде европейских стран
Задание : раскройте на трех примерах проявление тенденции к межнациональной интеграции. Конкретизация ситуации ( три примера ): Интеграция – это экономическое, политическое, культурное взаимовлияние стран и, как следствие, их сближение. Примеры европейской интеграции : 1. Экономика : отмена в странах ЕС таможенных барьеров, переход к единой валюте 2. Политика : создание Европарламента, сближение законодательства стран 3. Культура : культурные обмены, конкурс « Евровидение »
Задание : раскройте на трех примерах теоретическое положение о том, что на социальное познание оказывает влияние совпадение объекта и субъекта познания. Конкретизация ситуации ( три примера ): Социальное познание – изучение общества. В этом виде познания субъект и объект познания совпадают. 1. Социолог изучает особенности современной семьи. При этом его собственные взгляды будут влиять на выводы по изучаемой проблеме 2. Историк изучает революционную ситуацию в стране. Его политические взгляды будут влиять на изучаемую проблему. 3. Психолог - женщина изучает отношения между мужчиной и женщиной. Ее половой признак накладывает отпечаток на процесс изучения.
Задание : в чем выражается взаимосвязь социальных статусов и ролей ? Покажите ее на трех конкретных примерах. Конкретизация ситуации ( три примера ): Статус – положение человека в обществе. Социальная роль – поведение, которое ожидается от человека, занимающего определенный статус ( модель поведения ). Роль определяется социальным статусом. 1.Ученику предписывается посещение школы, выполнение домашнего задания, контрольных работ и т. д. 2.Директору предписывается принимать ответственные решения, заботиться о членах коллектива и т. д. 3.Родителям предписывается воспитывать своих детей, заботиться о них, финансово их обеспечивать и т. д.
Задание : покажите на конкретных примерах два последствия установления государством цен на товары ниже рыночных. Конкретизация ситуации ( три примера ): Последствия : появление товарного дефицита, рост теневой экономики, оживление спекуляции. 1.Искусственное сдерживание цен во второй половине 80- х годов ХХ века – введение разного рода карточек, талонов 2.Прилавки магазинов опустели, ассортимент товаров резко сузился. Вместе с тем процветал « черный » рынок