Личностные образовательные результаты: методы и технологии формирования ценностных ориентаций
Федеральный государственный образовательный стандарт: Развитие личности обучающегося - цель и основной результат образования
Как понимается личностное развитие в образовательных стандартах? Начальная школа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности. Основная школа Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
Личностное развитие как образовательный результат: Универсальные учебные действия Ценностные ориентации и установки личности Субъектная позиция учащихся на основе системы национальных российских ценностей
Субъектная позиция - устойчивая система отношений человека к миру, другим людям и самому себе, позволяющая ему сознательно, ответственно и свободно строить свою жизнь в мире людей, совершать жизненные выборы и поступки, основными критериями которых являются ценности.
Новые профессиональные задачи: Ценностное развитие Знание закономерностей ценностного развития Развитие умения создавать образовательные ситуации, направленные на ценностное развитие Развитие умений по отслеживанию процесса ценностного развития
Вопрос участникам: Есть ли у вас опыт успешного решения задач, связанных с ценностным развитием учащихся? Варианты ответа: ДА Незначительный НЕТ
Система устремлений личности Высший уровень представлений человека об идеалах, смыслах жизни Внутренний источник целенаправленного поведения
Ценностные ориентации личности Осознаваемые внешние требования, общественные идеалы
Психологические механизмы усвоения ценностей: Усвоение типического опытаНакопление личного опыта
Механизмы усвоения типического опыта: Имитация Идентификация Чувство стыда Чувство вины
Личная деятельность Самовоспитание Катарсические переживания Привычка Способы получения личного опыта:
Личностное влияние Погружение в ценностную среду Раскрытие ценностей, стоящих за учебным материалом Конструирование ценностных ситуаций Ценностное развитие
ПОГРУЖЕНИЕ В ЦЕННОСТНУЮ СРЕДУ Развитие ценностного отношения к знанию и учебной деятельности
Вопрос участникам: Увидели ли вы возможности использования представленного опыта в вашей работе? Варианты ответа: ДА В некоторой степени НЕТ
РАСКРЫТИЕ ЦЕННОСТЕЙ, СТОЯЩИХ ЗА УЧЕБНЫМ МАТЕРИАЛОМ
Ценностное содержание учебного знания Ценностные противоречия Ценностный опыт личностей и групп Ценностные концепции, идеи Ценностные последствия Ценностные метафоры, притчи
КОНСТРУИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ СИТУАЦИЙ
методы Моделирования Ц.С. Этические дилеммы Сюжетно- ролевая игра Проживания Ц.С. Имитационная игра Проблемный диалог Экспертизы Ц.С. Метод кейсов ТКМ
Вопрос участникам: Какими из перечисленных методов хорошо владеете вы, как педагог? Варианты ответа: Рядом с название каждого метода поставьте ДА или НЕТ
Структура внеурочного мероприятия, направленного на передачу ценностного образца: Постановка цели/задачиФормулирование ценностиВведение ценностного образца Определение критериев оценки действия/деятельности Проживание ситуации
Вопрос участникам Какие сложности в построении работы, направленной на достижение личностных образовательных результатов, вы видите? Как их можно решать?