Воспитание как педагогический процесс
Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как синоним термину «образование». Воспитание в широком социальном смысле –совокупность формирующих воздействий всех общественных институтов, обеспечивающих передачу из поколения в поколение социально- культурного опыта, норм и ценностей.
Термин «воспитание» имеет и узкое педагогическое значение – специально организованная деятельность, направленная на формирование определенных качеств человека, осуществляемая во взаимодействии педагогов и воспитанников в рамках воспитательной системы.
Образование как социальное явление, система социализации Образование как педагогический процесс Воспитание как педагогические Процесс формирование личности Воспитание как организованная педагогическая деятельность с конкретными целями – воспитательная работа Обучение как педагогический Процесс в образовательных целях
План: Закономерности воспитания Закономерности воспитания Принципы воспитания Принципы воспитания Концепции воспитания Концепции воспитания
Закономерности воспитания Характеризуют воспитание как социальное явление, а не как педагогический процесс. Они указывают на отношения воспитания и общества. Характеризуют воспитание как социальное явление, а не как педагогический процесс. Они указывают на отношения воспитания и общества.
Закон соответствия воспитания и требований общества. Закон соответствия воспитания и требований общества. Закон единства целей, содержания, методов воспитания. Закон единства целей, содержания, методов воспитания. Закон единства обучения, воспитания и развития личности. Закон единства обучения, воспитания и развития личности. Закон воспитания в деятельности. Закон воспитания в деятельности. Закон активности воспитанника. Закон активности воспитанника. Закон единства воспитания и общения Закон единства воспитания и общения Закон воспитания в коллективе. Закон воспитания в коллективе. Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенности воспитанников Закон зависимости воспитания от возрастных и индивидуальных особенности воспитанников
Вывод: Действие закона воспитания ограничивается различными условиями, в которых протекает конкретный воспитательный процесс, и носит вероятно статистический характер, так как в процессе воспитания главную роль играют люди со свободной волей, собственным индивидуальным поведением. Действие закона воспитания ограничивается различными условиями, в которых протекает конкретный воспитательный процесс, и носит вероятно статистический характер, так как в процессе воспитания главную роль играют люди со свободной волей, собственным индивидуальным поведением.
Принципы воспитания Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач Принципы воспитательного процесса (принципы воспитания) это общие исходные положения, в которых выражены основные требования к содержанию, методам, организации воспитательного процесса. Они отражают специфику процесса воспитания, и в отличие от общих принципов педагогического процесса, рассмотренных нами выше, это общие положения, которыми руководствуются педагоги при решении воспитательных задач
В истории школы и педагогики к настоящему времени сложились классические, традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми, подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания В истории школы и педагогики к настоящему времени сложились классические, традиционные принципы, которые признаются более или менее всеми, подтверждены опытом и исследованиями, отражают наиболее существенные закономерности процесса воспитания
Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не иных принципов. Анализ и отбор принципов обучения и воспитания переосмысление их содержания – живой научно – педагогический и практический процесс, выражение той или иной концепции воспитания. Принципы, будучи системой ведущих идей, требований к процессу воспитания, могут быть результатом педагогической воли, выбора тех, а не иных принципов. Анализ и отбор принципов обучения и воспитания переосмысление их содержания – живой научно – педагогический и практический процесс, выражение той или иной концепции воспитания.
Таким образом принципы могут сначала определяться той или иной педагогической концепцией, а потому в ходе практики и экспериментов выявляется их истинность, адекватность реальной ситуации в образовании. Таким образом принципы могут сначала определяться той или иной педагогической концепцией, а потому в ходе практики и экспериментов выявляется их истинность, адекватность реальной ситуации в образовании. В отечественной школе и педагогике сегодня происходит переход к новой концепции воспитания: гуманистическому, личностно направленному воспитанию. В отечественной школе и педагогике сегодня происходит переход к новой концепции воспитания: гуманистическому, личностно направленному воспитанию.
Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности – это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания – человек, раскрытие и развитие его способностей. Принцип гуманистической направленности воспитания на развитие личности – это наиболее общее требование к процессу воспитания: главная ценность воспитания – человек, раскрытие и развитие его способностей. Развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать полноценное обучение. Развивать человека, совершенствовать его возможности можно лучше всего, если обеспечивать полноценное обучение.
Концепции воспитания Концепции воспитания рождались, с одной стороны, от практики, опыта в древних цивилизациях и в новые времена, а с другой стороны, от социально- философских, социокультурных, психологических доктрин, учений, систем. Концепции воспитания рождались, с одной стороны, от практики, опыта в древних цивилизациях и в новые времена, а с другой стороны, от социально- философских, социокультурных, психологических доктрин, учений, систем.
В истории образования и собственно педагогических теорий со времен античности также формируются общие концепции воспитания, связанные главным образом с творчеством и именем какого -либо мыслителя, педагога. К наиболее значительным можно отнести: социально – педагогическую утопию Платона, учение о всеобщем воспитании Я. Коменского, свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо. В истории образования и собственно педагогических теорий со времен античности также формируются общие концепции воспитания, связанные главным образом с творчеством и именем какого -либо мыслителя, педагога. К наиболее значительным можно отнести: социально – педагогическую утопию Платона, учение о всеобщем воспитании Я. Коменского, свободное воспитание Ж.-Ж. Руссо.
Немецкий специалист Ф. В. Крон выделяет 6 подходов к воспитанию: Воспитание как своеобразное принуждение Воспитание как своеобразное принуждение Воспитание как помощь ребенку в жизни Воспитание как помощь ребенку в жизни Воспитание как создание условий для свободного развития ребенка Воспитание как создание условий для свободного развития ребенка Воспитание как управление и надзор Воспитание как управление и надзор Воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей Воспитание как руководство со стороны взрослых и опытных людей Воспитание как выработка заданных норм Воспитание как выработка заданных норм
В истории образования и в настоящее время мы обнаруживаем различные системы воспитания, каждую из которых можно с большими или меньшими основаниями отнести к одному из 2-х типом воспитания. В истории образования и в настоящее время мы обнаруживаем различные системы воспитания, каждую из которых можно с большими или меньшими основаниями отнести к одному из 2-х типом воспитания. 1 тип- традиционное воспитание, ориентированное на социальную норму, общественные требования к человеку, на формирование чувства долга перед обществом и опирающееся в этих целях на ту или иную степень принуждения, ограничение свободы, надзор и регулирование поведения растущего человека. 1 тип- традиционное воспитание, ориентированное на социальную норму, общественные требования к человеку, на формирование чувства долга перед обществом и опирающееся в этих целях на ту или иную степень принуждения, ограничение свободы, надзор и регулирование поведения растущего человека.
2-ой тип ставит целью личностное, индивидуальное развитие, ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, на самоценность личности, а не на ее служение обществу. При этом главным средством достижения этой цели является свободная деятельность ребенка, сопровождаемая поддержкой взрослого. 2-ой тип ставит целью личностное, индивидуальное развитие, ориентируется на формирование глубоко личных, внутренних качеств, на самоценность личности, а не на ее служение обществу. При этом главным средством достижения этой цели является свободная деятельность ребенка, сопровождаемая поддержкой взрослого.
Вывод: В Новое время, особенно на рубеже XIX –XX вв., многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистической педагогике (2-ой тип). Можно сказать, что человечество в образовании идет от жесткой, репрессивной, традиционной школы гуманному и гуманистическому, персональному воспитанию, центрированному на ученике. В Новое время, особенно на рубеже XIX –XX вв., многие европейские школы и педагоги отдавали предпочтение гуманистической педагогике (2-ой тип). Можно сказать, что человечество в образовании идет от жесткой, репрессивной, традиционной школы гуманному и гуманистическому, персональному воспитанию, центрированному на ученике.