Система добровольной сертификации «Допуск горюче-смазочных материалов к применению в различных видах техники» (регистрационный номер РОСС RU.В816.04ФАЦ0 от г.)
Развитие системы допуска опытных (новых и модернизированных) образцов ГСМ к применению в авиационной технике БылоВ настоящее время * Допуск оформлялся решением МВК ( с 1968 по 1992 г. - ГМК ) при Госстандарте на основании рекомендаций комиссий ( рабочих групп ) научной экспертизы по видам ГСМ при положительных результатах испытаний. ГМК ( государственная межведомственная комиссия ) была создана постановлением Правительства СССР ; МВК ( межведомственная комиссия ) при Госстандарте РФ ( гг.). МВК – создана совместным приказом 4- х министров ( обороны, промышленности и энергетики, транспорта, сельского хозяйства ). Действовала с 1992 по 2008 г. В 2008 г. МВК по допуску опытных ГСМ к применению в технике признана нелегитимной и расформирована. Проблемы : - отсутствует единый порядок допуска ГСМ к применению в различных видах техники ; - отраслевые стандарты, устанавливающие требования к авиаГСМ и их испытаниям, устарели ; - национальные стандарты не учитывают особенностей ГСМ как объектов испытаний ; - отсутствует единая программа гармонизации отечественных стандартов на методы квалификационных испытаний с зарубежными ; - отсутствует необходимый контроль за изменениями технологий изготовления и состава импортных ГСМ ; - существующая практика допуска ГСМ к применению в авиационной технике не гарантирует безопасности ее эксплуатации ; - отсутствует ответственность участников испытаний за свои рекомендации. *) Допуск авиаГСМ к применению в технике осуществляется без участия организаций, определяющих условия ее эксплуатации : - для коммерческой авиации – по рекомендации авиационной администрации ( по представлению ЦС авиаГСМ ГосНИИГА на основании актов комиссий, создаваемых приказом руководителя предприятия - изготовителя ГСМ на основании ГОСТ Р , и положительных результатов испытаний по отдельным программам ); - для военной авиационной техники – совместными решениями органов военного управления, ведающих эксплуатацией авиационной техники и обеспечением ВС РФ горючим на основании положительных результатов испытаний ГСМ по типовым программам ( в соответствии с приказом Минобороны 35 от 2001 г.). *) Допуск авиаГСМ к применению в технике осуществляется без участия организаций, определяющих условия ее эксплуатации : - для коммерческой авиации – по рекомендации авиационной администрации ( по представлению ЦС авиаГСМ ГосНИИГА на основании актов комиссий, создаваемых приказом руководителя предприятия - изготовителя ГСМ на основании ГОСТ Р , и положительных результатов испытаний по отдельным программам ); - для военной авиационной техники – совместными решениями органов военного управления, ведающих эксплуатацией авиационной техники и обеспечением ВС РФ горючим на основании положительных результатов испытаний ГСМ по типовым программам ( в соответствии с приказом Минобороны 35 от 2001 г.).
Испытания Изготовитель (КБ) двигателя, оборудования Изготовитель изделия Федеральное Управление гражданской авиацией Общество по стандартизации Спецификация авиапроизводителей Стандарт Упрощенная схема организации Системы допуска новых горюче-смазочных материалов по ASTM D
Основные требования -закрепить положение о приоритете изготовителя, разработчика и эксплуатанта техники (комплектующего изделия) при утверждении объема испытаний и принятии решения о допуске; -организацию работ по испытаниям новых ГСМ и СЖ установить в соответствии с международными правилами и российским законодательством; -исключить возможность административного и финансового влияния на принятие решения о применении; -определить объем испытаний для новой и модифицированной продукции, в т.ч. четыре этапа испытаний (лабораторные, стендовые, полигонные, эксплуатация под наблюдением) для новой продукции и типовую программу испытаний для модифицируемых образцов ГСМ и СЖ; -установить необходимость проведения испытаний ГСМ и СЖ в следующих ситуациях: а) изменение технологии производства ГСМ и СЖ; б) изменение состава ГСМ и СЖ; в) освоение производства ГСМ и СЖ на новом предприятии; г) периодические испытания серийно-выпускаемых ГСМ и СЖ в объеме перечня методов, установленного нормативно-техническими документами; д) определить порядок формирования межведомственного Экспертного Совета. -закрепить положение о приоритете изготовителя, разработчика и эксплуатанта техники (комплектующего изделия) при утверждении объема испытаний и принятии решения о допуске; -организацию работ по испытаниям новых ГСМ и СЖ установить в соответствии с международными правилами и российским законодательством; -исключить возможность административного и финансового влияния на принятие решения о применении; -определить объем испытаний для новой и модифицированной продукции, в т.ч. четыре этапа испытаний (лабораторные, стендовые, полигонные, эксплуатация под наблюдением) для новой продукции и типовую программу испытаний для модифицируемых образцов ГСМ и СЖ; -установить необходимость проведения испытаний ГСМ и СЖ в следующих ситуациях: а) изменение технологии производства ГСМ и СЖ; б) изменение состава ГСМ и СЖ; в) освоение производства ГСМ и СЖ на новом предприятии; г) периодические испытания серийно-выпускаемых ГСМ и СЖ в объеме перечня методов, установленного нормативно-техническими документами; д) определить порядок формирования межведомственного Экспертного Совета.
Организационная структура Системы ** - в состав Экспертного Совета Системы входят: ведущие специалисты КБ, заводов-изготовителей техники, заводов - изготовителей продукции, НИИ по направлениям и разработчика (автора) продукции. * - в состав Совета Системы входят: представители НП «Союз авиапроизводителей», Ассоциации «Союз авиационного двигателестроения» и руководители (полномочные представители) организаций участников Системы; Совет Системы* Руководящий орган Системы (ФГУП «НИИСУ») Руководящий орган Системы (ФГУП «НИИСУ») Аккредитующий орган Орган по сертификации Экспертный совет Системы** Испытательные лаборатории Реестр системы Реестр системы Апелляционная комиссия
Основные функции участников системы Совет Системы: формирование основных направлений развития Системы; рассмотрение предложений по совершенствованию нормативных и методических документов Системы; определение политики Системы, правил сертификации, правил аттестации экспертов, ОС и ИЛ. Руководящий орган Системы: организация и координация деятельности участников Системы; обеспечение единой технической политики в области сертификации в сфере действия Системы; утверждение организационно-методических документов Системы; участие в создании и совершенствовании нормативно-технической базы по сертификации; определение номенклатуры продукции, работ, услуг, которая сертифицируется в Системе; взаимодействие с предприятиями, организациями и учреждениями исполнительной власти и бизнеса; установление принципов ценообразования при сертификации и аттестации; взаимодействие с органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам сертификации; контроль за выполнением участниками положений Системы. Апелляционная комиссия: прием и рассмотрение заявлений, апелляций (жалоб) по поводу действий органов по сертификации и испытательных лабораторий; составление предложений, рекомендаций Руководящему органу Системы по предупреждению повторения апелляций (жалоб). Экспертный совет: разработка программ по испытанию ГСМ; разработка и утверждение методик проведения испытаний ГСМ; рассмотрение результатов испытаний и подготовка заключения о возможности использования ГСМ (о допуске к очередному этапу испытаний). Орган по аттестации: аттестация экспертов, ОС и ИЛ; ведение учета и базы данных выданных сертификатов соответствия, свидетельств об аттестации экспертов, ОС и ИЛ. Орган по сертификации: проведение сертификации в соответствии с правилами Системы; участие в подготовке и согласовании программ обучения экспертов по направлению и проведение стажировок кандидатов в эксперты; подготовка представлений на кандидатов в эксперты для Реестр Системы; утверждение программ по испытанию ГСМ; организация работы ЭС Системы; Испытательные лаборатории отбор образцов (проб), идентификация и проведение испытаний продукции; оформление и выдача протокола испытания, отчетов, заключений по результатам испытаний. Заявители – Нефтяные компании, нефтеперерабатывающие заводы, оптовые поставщики ГСМ и др. Изготовители техники – КБ и заводы-изготовители техники и агрегатов. Потребители ГСМ – Авиакомпании, аэропорты министерства и службы, эксплуатирующие военную технику и технику двойного назначения.
Процесс сертификации
Проведение испытаний в рамках предлагаемой системы позволит обеспечить: - организацию испытаний новых ГСМ и СЖ в соответствии с международными правилами и российским законодательством; - приоритет организаций, предоставляющих гарантию на технику (разработчиков и изготовителей техники); - объективность результатов испытаний; - квалифицированное принятие решения о допуске; - взаимный контроль за участниками системы; - устранение административного и финансового влияния на результаты испытаний и принятия решения о допуске; - интеграцию в международную систему испытаний; - гармонизацию российских и зарубежных стандартов на ГСМ и СЖ; - унификацию российских и зарубежных методов испытаний ГСМ и СЖ; - контроль за метрологическим обеспечением и повышение эффективности лабораторно-стендовой базы; - определенный контроль за качеством поставляемых ГСМ и СЖ, технологией их изготовления и системой управления качеством на предприятиях-изготовителях ГСМ и СЖ; - эффективное межотраслевое взаимодействие заинтересованных организаций; - повышение ответственности изготовителей ГСМ и СЖ за качество поставляемой продукции. Проведение испытаний в рамках предлагаемой системы позволит обеспечить: - организацию испытаний новых ГСМ и СЖ в соответствии с международными правилами и российским законодательством; - приоритет организаций, предоставляющих гарантию на технику (разработчиков и изготовителей техники); - объективность результатов испытаний; - квалифицированное принятие решения о допуске; - взаимный контроль за участниками системы; - устранение административного и финансового влияния на результаты испытаний и принятия решения о допуске; - интеграцию в международную систему испытаний; - гармонизацию российских и зарубежных стандартов на ГСМ и СЖ; - унификацию российских и зарубежных методов испытаний ГСМ и СЖ; - контроль за метрологическим обеспечением и повышение эффективности лабораторно-стендовой базы; - определенный контроль за качеством поставляемых ГСМ и СЖ, технологией их изготовления и системой управления качеством на предприятиях-изготовителях ГСМ и СЖ; - эффективное межотраслевое взаимодействие заинтересованных организаций; - повышение ответственности изготовителей ГСМ и СЖ за качество поставляемой продукции. Выводы