Позволяет подобрать динамическую группу с примерно равным индивидуальным временем обучения. Совместная деятельность опосредует межличностные отношения. Эффективность учебной деятельности прямо пропорциональна числу обучающихся в пределах группы. В совместной деятельности рождается групповой эффект как результат кооперации и конкуренции, что приводит к самоутверждению личности.
Классно–урочная организация Лекционно–семинарская система Формы дифференциации учебного процесса Дидактические игры Бригадно-лабораторный метод Метод проектов
1.Фронтальная (одновременная) работа в классе направленная на достижение общей цели 2.Работа в статичных парах – применяется на различных этапах урока (взаимопроверка, лабораторные и практические работы, выполнение упражнений) 3.Групповая организация учебных занятий (на принципе дифференциации). 4.Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели) 5.Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех школьников
Обеспечение активности учебного процесса Достижение высокого уровня усвоения содержания Реализация основных условий коллективности: осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимная зависимость и контроль Всестороннее развитие ребенка
Эффективное средство взаимного обогащения учащихся в группе; Организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательного процесса; Распределение начальных действий и операций; Коммуникацию, общение, обмен, взаимопонимание Рефлексию (через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия)
Класс на данном уроке делится на группы для решения конкретных учебных задач; Каждая группа получает определенное задание (одинаковое или дифференцированное) и выполняет его сообща под непосредственным руководством лидера группы или учителя; Задания в группе выполняются таким способом, который позволяет учитывать и оценивать индивидуальный вклад каждого члена группы; Состав групп непостоянный, он подбирается с учетом того, чтобы с максимальной эффективностью для коллектива могли реализовываться учебные возможности каждого члена группы, в зависимости от содержания и характера предстоящей работы Группы подбираются по принципу разного уровня обученности, информированности по данному предмету, совместимости учащихся, что позволяет им взаимно дополнять и обогащать друг друга
Постановка познавательной задачи (проблемной ситуации); Инструктаж о последовательности работы; Деление на группы; Раздача дидактического материала группам.
Знакомство с материалом, планирование работы в группе; Распределение заданий внутри группы; Выполнение задания индивидуальное и групповое ; Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе; Обсуждение общего задания группы(замечания, дополнения, уточнения, обобщения); Подведение итогов выполнения группового задания
Сообщение о результатах работы в группах; Общественный анализ выполнения задачи группами, рефлексия
Практические работы: «План местности», «Горные породы и минералы», «Обработка данных календаря погоды», «Определение по карте ГП океанов, морей…» Изучение нового материала: «Географические координаты», «Воды суши», «Биосфера» Обобщение знаний
Практические работы по определению ГП объектов Изучение особенностей природы материков: рельефа, климата, природных зон, рек, озер Презентации «Население материков» Игры и викторины
Изучение особенностей климатических поясов и областей, природных зон и районов России Уроки-путешествия Презентации Экологические проблемы и их решение
Семинары и зачеты Особенности населения Изучение особенностей МОК Характеристика экономический районов
Результаты Отчет групп по заданиям Презентации Кластеры Оценка Лидер группы оценивает вклад каждого ученика Все оценивают друг друга в группе Одна группа оценивает другую. Оценивает учитель