Компетентностный подход: новые подходы к оценке учебных достижений учащихся новые подходы к оценке учебных достижений учащихся 1
Проблема оценочной функции новой школы упирается в решение трех основных вопросов: в решение трех основных вопросов: 1. С какой целью оценивать учебные успехи детей? 2. Что важно в первую очередь оценивать в 2. Что важно в первую очередь оценивать в познавательной деятельности школьников? познавательной деятельности школьников? 3. Как лучше обеспечивать объективность оценок? 3. Как лучше обеспечивать объективность оценок? 2
Обновляется школа, обновляется современный учитель! Из этого вытекают три функции учителя нового типа: Создание условий для включения в самостоятельную познавательную деятельность учащихся; Стимулирование действий обучающихся для достижения поставленной цели, обеспечение эмоциональной поддержки детей в ходе работы, создания ситуации успеха для каждого ребенка, поддержание общего позитивного эмоционального фона; Проведение вместе с детьми экспертизы полученного результата. 3
Способы повышения стимулирующей роли 5-балльной шкалы Выставление оценок со знаком +,-. Цифровая балльная система дополняется словесной. Выставление оценок в дневнике, которое сопровождается записью адресованной родителям. Опора на коммуникативный мотив и усиление коммуникативного воздействия. Использование экранов успеваемости. 4
Контроль - процедура получения информации о деятельности и ее результатах, обеспечивающую обратную связь. Виды контроля: Устный контроль. Устный контроль. Письменный контроль. Письменный контроль. Лабораторный контроль-практикум. Лабораторный контроль-практикум. Машинный (программированный) контроль. Машинный (программированный) контроль. Тестовый контроль. Самоконтроль 5
Важнейшие принципы диагностирования и контролирования обученности (успеваемости): Объективность. Систематичность. Принцип наглядности (гласности). Оглашение и мотивация оценки
Цель проверки - Цель проверки - определить не только уровень и качество обученности учащегося, но и объема выполняемого им учебного труда. Основной дидактической функцией проверки является: обеспечение обратной связи между учителем и учащимся; получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала; своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Контроль включает в себя: проверку оценивание (процесс) отметка (результат). 7
УЧИТЕЛЬ НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ОЦЕНКУ! Функции отметки: контролирующая (на каком уровне усвоен материал); стимулирующая констатирующая (занимается ученик по этому предмету или нет); уведомляющая (какой бал получил ученик за изученный материал); карательная (все нормально в учебе или пора принимать меры); регулирующая (позволяет добывать положительные отметки). Ученик больше ценит процесс работы, а учитель - ее конечный результат. 8
Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности. Способы оценивания: Способы оценивания: интонацией, жестом, мимикой; шкала качества и количества; оценка дробью (числитель оценка ученика, знаменатель – учителя. 9
Компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. Компетенция Компетенция – готовность человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной ситуации. Компетенция – это готовность действовать в неопределенной ситуации. Под ключевыми компетентностями Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем 10
Ключевых компетенций не так уж мало, но все они складываются из четырех элементарных компетенций: информационная – готовность к работе с информацией; коммуникативная – готовность к общению с другими людьми; кооперативная – готовность к сотрудничеству с другими людьми; проблемная – готовность к решению проблем. 11
Главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного -- изменения в системе оценивания учебных результатов. Главное отличие компетентностного подхода от традиционного некомпетентностного -- изменения в системе оценивания учебных результатов. Вывод: ключевые компетенции являются перспективным направлением в науке и практике образования; компетентностный подход предполагает конструирование модели выпускника, а затем под эту модель подбирается содержание по развитию ключевых компетенций. 12
13 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!!