Тема: «Активизация познавательной деятельности учащихся через различные формы и методы обучения».
Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий. Необходимым условием успешного формирования тех или иных умений является стремление самого ученика к познанию. Вот почему от учителя требуется создать у школьника положительную мотивацию к выполнению умственных и практических действий.
Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего урока. Поэтому необходимо уделить особое внимание организации начала урока. Как правило, удачно выбранный вид деятельности учащихся в начале урока настраивает их на плодотворную работу на протяжении всего урока. Поэтому необходимо уделить особое внимание организации начала урока. На начальном этапе урока целесообразно использовать те приёмы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанию необходимости усвоения нового материала или выполнения определённого задания. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи. На начальном этапе урока целесообразно использовать те приёмы активизации, которые обеспечивают подведение учащихся к осознанию необходимости усвоения нового материала или выполнения определённого задания. И чем ненавязчивей действовать, тем большего результата можно достичь в решении этой задачи.
Планируя способ включения учеников в урок, думаю о создании мотивационной основы их работы. Известно, что именно творческие, причём посильные задания наиболее цепко держат внимание ребят. При этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных на уроке открытий и, главное, открытие своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности. Помогает в поиске построения начала урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса. Планируя способ включения учеников в урок, думаю о создании мотивационной основы их работы. Известно, что именно творческие, причём посильные задания наиболее цепко держат внимание ребят. При этом опора на интерес и радость, которую получат дети от сделанных на уроке открытий и, главное, открытие своих возможностей, способностей, поможет создать мотивационную основу для истоков творческой, созидательной деятельности. Помогает в поиске построения начала урока осознание того, что сложность, доступная для ребят, и новизна – основные причины интереса.
Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами её подачи. Особенно необходимо это учитывать в 7,8 классах, так как в этом возрасте школьники выясняют кто из них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока, как правило, даю различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии. Такие упражнения для них превращаются в проверку умственных возможностей и носят характер соревнования. Новизна в первую очередь связана с содержанием информации и способами её подачи. Особенно необходимо это учитывать в 7,8 классах, так как в этом возрасте школьники выясняют кто из них самый-самый. Поэтому в этих классах в начале урока, как правило, даю различные примеры на проявление наблюдательности, внимания, выдумки, фантазии. Такие упражнения для них превращаются в проверку умственных возможностей и носят характер соревнования.
В 7 классе начинается изучения нового предмета – геометрии. И первые полгода ребята работают с большим интересом: много нового материала, связанного с жизнью, практикой. Программа по геометрии 8 класса так же насыщена новым материалом. Поэтому здесь от учителя требуется преимущественно поиск приёмов обучения. В 7 классе начинается изучения нового предмета – геометрии. И первые полгода ребята работают с большим интересом: много нового материала, связанного с жизнью, практикой. Программа по геометрии 8 класса так же насыщена новым материалом. Поэтому здесь от учителя требуется преимущественно поиск приёмов обучения.
Известно, что на практических, лабораторных работах внимание, интерес гарантирован. Нет проблем в организации мотивационного момента и на уроках повторения, когда ребята работают в парах или небольшими группами, и на уроках устной контрольной работы, и на уроках – «бенефисах», когда два ученика рассказывают решение творческой задачи, предложенной только им для домашнего анализа. На всех этих занятиях новизна связана с необычной формой подачи информации. При этом нельзя не учитывать, что ребята быстро привыкают к одному методу преподавания и устают от однообразия организации их деятельности на уроке, а новое начало позволит избежать этого, даже если вся основная часть урока построена традиционно. Известно, что на практических, лабораторных работах внимание, интерес гарантирован. Нет проблем в организации мотивационного момента и на уроках повторения, когда ребята работают в парах или небольшими группами, и на уроках устной контрольной работы, и на уроках – «бенефисах», когда два ученика рассказывают решение творческой задачи, предложенной только им для домашнего анализа. На всех этих занятиях новизна связана с необычной формой подачи информации. При этом нельзя не учитывать, что ребята быстро привыкают к одному методу преподавания и устают от однообразия организации их деятельности на уроке, а новое начало позволит избежать этого, даже если вся основная часть урока построена традиционно.
Перечислю лишь некоторые способы организации начала урока, которые можно использовать.
предлагается задача, которая решается только с опорой на жизненный опыт ребят, на их смекалку.
даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному учениками. даётся задача на тренировку памяти, наблюдательности, на поиск закономерностей по материалу, хорошо усвоенному учениками.
на доске написаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их. на доске написаны уравнения и ответы к ним, среди которых есть как верные, так и неверные. Предлагается проверить их.
на доске записано решение какого- либо примера или задачи с традиционными, наиболее часто встречающимися ошибками. Предлагается осуществить проверку каждого логического хода решения. Учитель стремится получить наиболее полное обоснование их критических замечаний.
даётся обычная традиционная задача с традиционным ответом. Предлагается найти более короткое, рациональное решение.даётся обычная традиционная задача с традиционным ответом. Предлагается найти более короткое, рациональное решение.
на доске дан чертёж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск её решения. на доске дан чертёж к сложной задаче и методом «мозгового штурма» осуществляется поиск её решения.
на столе у каждого ученика лежит чистый лист бумаги. Объяснив тему урока, учитель сообщает, что в конце урока по некоторым рассмотренным на уроке вопросам будет проведена проверочная работа на 15 минут.
урок начинается с чтения по фразам заданного для самостоятельного изучения параграфа и коллективного обсуждения его смысла. Ученики ответами на вопросы учителя доказывают глубину изучения темы. Если класс оказывается в затруднительном положении, то отвечают консультанты по этой теме. (консультантов учитель назначает на предыдущем уроке.) урок начинается с чтения по фразам заданного для самостоятельного изучения параграфа и коллективного обсуждения его смысла. Ученики ответами на вопросы учителя доказывают глубину изучения темы. Если класс оказывается в затруднительном положении, то отвечают консультанты по этой теме. (консультантов учитель назначает на предыдущем уроке.)
на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее трудной для учащихся теоремы и лучше его запомнить. Ученикам, сидящим за одной партой, предлагается на отдельном листочке сделать чертёж к теореме и разобрать её доказательство, последовательно отвечая на каждый вопрос учителя. на доске записаны вопросы, ответы на которые помогут осмыслить ключевые моменты доказательства наиболее трудной для учащихся теоремы и лучше его запомнить. Ученикам, сидящим за одной партой, предлагается на отдельном листочке сделать чертёж к теореме и разобрать её доказательство, последовательно отвечая на каждый вопрос учителя.
ребята изображают некоторую геометрическую фигуру и проводят небольшую исследовательскую работу по определённому плану.
обсуждаются различные способы решения задачи, заданной на предыдущем уроке. Как правило, эта задача, решение которой требует исследовательской работы. Она должна быть необычной, интересной, но доступной для всех учащихся.
если на дом было задано сочинить сказку или составить математический кроссворд, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ. если на дом было задано сочинить сказку или составить математический кроссворд, то естественно начинать урок с представления наиболее удачных работ.
рассматривается некоторая математическая проблема, которая ещё не обсуждалась в классе. Ученики намечают план поиска её решения.
на доске выполнены чертежи к домашним задачам (обычно перед уроком геометрии) по готовым чертежам обсуждается их решение. на доске выполнены чертежи к домашним задачам (обычно перед уроком геометрии) по готовым чертежам обсуждается их решение.
урок начинают «солисты». Так называют учеников, которым предстоит защищать решение домашних задач. Решение оформляется на доске до урока. При назначении «солистов» учитывается сложность задач. Иногда по одной задаче солирует несколько ребят. Класс следит за грамотностью изложения решения домашних задач, думает над различными способами, выбирает наилучший.
Общим во всех приведённых примерах является стремление вызвать противоречие между теми установками, шаблонами, которые у ученика сформировались в процессе обучения, и той ситуацией, рассмотреть которую ему предлагалось. Общим во всех приведённых примерах является стремление вызвать противоречие между теми установками, шаблонами, которые у ученика сформировались в процессе обучения, и той ситуацией, рассмотреть которую ему предлагалось.