Концепция организации системы дистанционного образования детей- инвалидов Томской области на годы Чубарова А.К., начальник отдела организационного и правового обеспечения Департамента общего образования Томской области
Цель: Обоснование и описание Модели единого информационно- образовательного пространства, построенного на основе активного использования технологий дистанционного образования детей- инвалидов Томской области.
Задачи: Разработка с учетом требований ФГОС УМК, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы базовой и дистанционной составляющих при организации ДО детей-инвалидов. Разработка с учетом требований ФГОС УМК, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы базовой и дистанционной составляющих при организации ДО детей-инвалидов. Создание и функционирование единого информационного ресурса, вступающего в качестве основного коммуникационного, информационного, учебного, учебно-методического, научного, консультационного центра. Создание и функционирование единого информационного ресурса, вступающего в качестве основного коммуникационного, информационного, учебного, учебно-методического, научного, консультационного центра. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое обеспечение обучения в системе дистанционного образования детей-инвалидов. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое обеспечение обучения в системе дистанционного образования детей-инвалидов. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое сопровождение учителей тьюторов, родителей, учащихся. Дидактическое, учебно-методическое, психологическое сопровождение учителей тьюторов, родителей, учащихся. Разработка комплекса мониторинга и аналитики данных о ИОС и ее участниках. Разработка комплекса мониторинга и аналитики данных о ИОС и ее участниках. Подготовка и реализация программ обучения учителей-тьюторов, обучающихся, родителей по работе на специализированном оборудовании, в ИОС. Подготовка и реализация программ обучения учителей-тьюторов, обучающихся, родителей по работе на специализированном оборудовании, в ИОС. Организация процесса обучения детей-инвалидов, в том числе мероприятия, связанные с социализацией, а также постоянный мониторинг этих процессов. Организация процесса обучения детей-инвалидов, в том числе мероприятия, связанные с социализацией, а также постоянный мониторинг этих процессов.
Основные этапы: I. Вводный г.г. (организационный) постановка целей, задач постановка целей, задач предварительный мониторинг детей-инвалидов предварительный мониторинг детей-инвалидов технический (создание центра дистанционного образования) технический (создание центра дистанционного образования) содержательный (разработка, систематизация УМК) содержательный (разработка, систематизация УМК) создание ЕИР (единый информационный ресурс) создание ЕИР (единый информационный ресурс) апробационные мероприятия (пилотная группа 45 человек). апробационные мероприятия (пилотная группа 45 человек). II. Основной этап ( г.г.) реализация Проекта; реализация Проекта; апробация региональной модели; апробация региональной модели; координация деятельности участников со стороны ЦДО; координация деятельности участников со стороны ЦДО; поддержание бесперебойного функционирования единого информационного ресурса; поддержание бесперебойного функционирования единого информационного ресурса; корректировка Модели; корректировка Модели; аналитические мероприятия. аналитические мероприятия.
Нормативная база постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009г. 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»; постановление Правительства Российской Федерации от 23 июня 2009г. 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на организацию дистанционного образования детей-инвалидов»; постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»; письмо Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г «Об индивидуальном обучении больных детей на дому»; совместное письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980г. 281-м и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980г «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»; совместное письмо Министерства просвещения РСФСР от 8 июля 1980г. 281-м и Министерства здравоохранения РСФСР от 28 июля 1980г «О Перечне заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому и освобождаются от посещения массовой школы»; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008г. 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»; приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 августа 2008г. 379н «Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации»; программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на годы, одобренная на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 г.; программа реализации приоритетного национального проекта «Образование» на годы, одобренная на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике 24 декабря 2008 г.; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 февраля 2009 г. 40 «Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году; приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 февраля 2009 г. 40 «Об утверждении Сетевого графика по реализации приоритетного национального проекта «Образование» в 2009 году; распоряжение Администрации Томской области от ра «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов»; распоряжение Администрации Томской области от ра «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов»; распоряжение Администрации Томской области от ра «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов»; распоряжение Администрации Томской области от ра «Об организации дистанционного обучения детей-инвалидов»; постановление Правительства РФ от 23 июня 2009 г. 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на организацию дистанционного образования детей- инвалидов»; постановление Правительства РФ от 23 июня 2009 г. 525 «О предоставлении в 2009 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на организацию дистанционного образования детей- инвалидов»; постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; постановление Правительства РФ от 18 июля 1996 г. N 861 «Об утверждении Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях»; постановление Администрации Томской области от А «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому». постановление Администрации Томской области от А «О порядке воспитания и обучения детей-инвалидов на дому».
Группы ограничений при организации ДО для детей-инвалидов 1.Нормативные ограничения. Определяются требования СанПиН и существующими Стандартами. Так согласно СанПиН Гигиенические требования к видеодиспленым терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работ, в рамках которых для учащихся школьного возраста установлены следующие нормативы: для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут; для учащихся I классов (6 лет) - 10 минут; для учащихся II - V классов - 15 минут; для учащихся II - V классов - 15 минут; для учащихся VI - VII классов - 20 минут; для учащихся VI - VII классов - 20 минут; для учащихся VIII - IX классов - 25 минут; для учащихся VIII - IX классов - 25 минут; 2. Локальные ограничения. Определяются требованиями к организации образовательного процесса для детей-инвалидов, получающих ДО. По медицинским показаниям дети- инвалиды имеют укороченную учебную неделю. Объем учебной нагрузки учащихся определяется их состоянием здоровья, при этом не может быть меньше 8 часов в неделю в 1-3 классах, 10 часов в неделю в 4-7 классах, 11 часов в неделю в 8-9 классах, 12 часов в неделю классах. В связи с этим в учебный план входят основные предметы: математика, русский язык, иностранный язык, история, химия, биология, информатика. 3. Индивидуальные ограничения. Определяются особенностями конкретного ребенка.
Учебный план, по которому ведет работу учитель, организован с учетом дополнительной дистанционной составляющей, а также возможности последующего перевода части уроков на дистанционную форму. Базовая часть реализуется учителем. Учебный план, по которому ведет работу учитель, организован с учетом дополнительной дистанционной составляющей, а также возможности последующего перевода части уроков на дистанционную форму. Базовая часть реализуется учителем. В дистанционной части индивидуальной траектории учащегося используются специально разработанные ЭК, УМК, рабочие программы. Дополнительная составляющая индивидуальной образовательной траектории учащегося реализуется в четырех основных направлениях: 1. Углубление базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории, изучение тем базовой составляющей более подробно или изучение дополнительных тем по предметам, включенным в базовую учебную программу. 1. Углубление базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории, изучение тем базовой составляющей более подробно или изучение дополнительных тем по предметам, включенным в базовую учебную программу. 2. Расширение базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории, изучение дисциплин, которые по причине сокращенного времени программы не вошли в базовую составляющую. 2. Расширение базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории, изучение дисциплин, которые по причине сокращенного времени программы не вошли в базовую составляющую. 3. Дополнение, которое реализуется за счет добавления элективных курсов. 3. Дополнение, которое реализуется за счет добавления элективных курсов. 4. Профилизация, изучение дополнительных элективных курсов, направленных на предварительную профессиональную ориентацию учащихся. 4. Профилизация, изучение дополнительных элективных курсов, направленных на предварительную профессиональную ориентацию учащихся.
Основные роли участников В рамках предложенной Модели можно выделить следующие основные роли участников ИОС: Учащийся. Является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы ИОС. Принимает активное участие в построение собственной образовательной траектории. Учащийся. Является наиболее значимым участником среды, центральным элементом, на чье развитие и благополучие направлена деятельность всей системы ИОС. Принимает активное участие в построение собственной образовательной траектории. Учитель. Реализует работу с учащимся в сфере базовой части индивидуальной образовательной траектории учащегося. Имея БУП и учебно-тематическое планирование, созданные с учетом дистантной составляющей в образовательном процессе, учитель осуществляет надомное взаимодействие с учащимся. В ходе обучения он использует материалы ЕИР ЦДО, в том числе, материалы лабораторных работ, практические задания и др. Учитель. Реализует работу с учащимся в сфере базовой части индивидуальной образовательной траектории учащегося. Имея БУП и учебно-тематическое планирование, созданные с учетом дистантной составляющей в образовательном процессе, учитель осуществляет надомное взаимодействие с учащимся. В ходе обучения он использует материалы ЕИР ЦДО, в том числе, материалы лабораторных работ, практические задания и др. Учитель-тьютор. Осуществляет работу с учащимся в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории. Используя материалы (ЭК, УМК, ЦОРы) и инструменты ЕИР ЦДО, учитель-тъютор обучает с использованием дистанционных технологий, удаленно координирует образовательный процесс учащегося. В ходе взаимодействия учитель-тьютор оказывает психологическую поддержку учащемуся. Учитель-тьютор. Осуществляет работу с учащимся в сфере дополнительной части индивидуальной образовательной траектории. Используя материалы (ЭК, УМК, ЦОРы) и инструменты ЕИР ЦДО, учитель-тъютор обучает с использованием дистанционных технологий, удаленно координирует образовательный процесс учащегося. В ходе взаимодействия учитель-тьютор оказывает психологическую поддержку учащемуся. Специалист ресурсного центра. Осуществляет сопровождение учителя-тьютора и учителя. Методисты Центра консультируют учителя-тьютора, учителя, родителя по соответствующим вопросам содержания, учебно-методического сопровождения, психологического сопровождения учащегося в образовательном процессе. Технические специалисты Центра ведут необходимое сопровождение оборудования и программного обеспечения, необходимого для бесперебойного функционирования СДО, также ими осуществляется мониторинговые и аналитические функции. Специалист ресурсного центра. Осуществляет сопровождение учителя-тьютора и учителя. Методисты Центра консультируют учителя-тьютора, учителя, родителя по соответствующим вопросам содержания, учебно-методического сопровождения, психологического сопровождения учащегося в образовательном процессе. Технические специалисты Центра ведут необходимое сопровождение оборудования и программного обеспечения, необходимого для бесперебойного функционирования СДО, также ими осуществляется мониторинговые и аналитические функции. Родитель. Родители – важный участник ИОС, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка-инвалида. Родители могут играть заметную роль в процессе мотивации и психологической работы с ребенком-инвалидом. Имея доступ к информационным, учебным и учебно-методическим материалам ЕИР родители могут стать активными участникам процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида в мире. Родитель. Родители – важный участник ИОС, являющийся значимыми в жизни и образовании ребенка-инвалида. Родители могут играть заметную роль в процессе мотивации и психологической работы с ребенком-инвалидом. Имея доступ к информационным, учебным и учебно-методическим материалам ЕИР родители могут стать активными участникам процесса социализации и адаптации ребенка-инвалида в мире.
Ожидаемые результаты Ожидаемые результаты реализации Проекта на основе предложенной Модели определяются его основными целями и задачами. 1. Главным итогом становится создание ИОС, в рамках которой дети-инвалиды получают новые возможности в построении индивидуальной образовательной траектории и расширяют свои образовательные возможности. 1. Главным итогом становится создание ИОС, в рамках которой дети-инвалиды получают новые возможности в построении индивидуальной образовательной траектории и расширяют свои образовательные возможности. 2. Создание пакета документов для учителя, сопровождающего ребенка в базовой части индивидуальной образовательной траектории. В том числе, БУП, УТП, УМК по основным предметам, картотека ЦОРов. 2. Создание пакета документов для учителя, сопровождающего ребенка в базовой части индивидуальной образовательной траектории. В том числе, БУП, УТП, УМК по основным предметам, картотека ЦОРов. 3. Создание пакета документов для учителей-тьюторов, сопровождающих и обучающих ребенка. В него будут включены учебные программы, УМК, комплекс психологических, педагогических рекомендаций с привязкой к индивидуальным особенностям ребенка. 3. Создание пакета документов для учителей-тьюторов, сопровождающих и обучающих ребенка. В него будут включены учебные программы, УМК, комплекс психологических, педагогических рекомендаций с привязкой к индивидуальным особенностям ребенка. 4. Создание пакета рекомендаций для учащегося и родителей, который будет составлен из: рекомендаций к самостоятельному освоению курса (для учащегося), рекомендаций для родителей в сопровождении детей в процессе обучения. 4. Создание пакета рекомендаций для учащегося и родителей, который будет составлен из: рекомендаций к самостоятельному освоению курса (для учащегося), рекомендаций для родителей в сопровождении детей в процессе обучения. 5. Подготовка картотеки ЭК, подготовленная силами ЦДО. 5. Подготовка картотеки ЭК, подготовленная силами ЦДО. 6. Создание и функционирование ЕИР, выступающего в качестве единой платформы взаимодействия а также в качестве основного источника информации и консультации для всех участников ИОС. 6. Создание и функционирование ЕИР, выступающего в качестве единой платформы взаимодействия а также в качестве основного источника информации и консультации для всех участников ИОС. 7. Создание модели интегрированного дистанционного обучения детей-инвалидов на муниципальном уровне. 7. Создание модели интегрированного дистанционного обучения детей-инвалидов на муниципальном уровне.
Перспективы развития Увеличение доли ДО, которая заключается в переводе части занятий из базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории на дистанционную форму. Увеличение доли ДО, которая заключается в переводе части занятий из базовой составляющей индивидуальной образовательной траектории на дистанционную форму. Включение в СДО детей-инвалидов, которые в настоящее время посещают школу, но могли бы полностью или частично обучаться в СДО. Включение в СДО детей-инвалидов, которые в настоящее время посещают школу, но могли бы полностью или частично обучаться в СДО. Включение в Проект более широкого круга детей-инвалидов. Включение в Проект более широкого круга детей-инвалидов.
Предложенная структура Модели может быть адаптирована и применена для организации ДО детей, не имеющих инвалидности, а в последствие и для организации обучения средствами ДО обучающихся старшей ступени и «одаренных» детей. Предложенная структура Модели может быть адаптирована и применена для организации ДО детей, не имеющих инвалидности, а в последствие и для организации обучения средствами ДО обучающихся старшей ступени и «одаренных» детей.
Модель дистанционного обучения детей-инвалидов в Томской области на годы Мониторинг База данных: - учащиеся -учителя -учителя-тьюторы Научно-методическое сопровождение участников образовательного процесса Повышение квалификации Центр дистанционного обучения Единый информационный ресурс Родители Учитель Учитель- тьютор Учащиес я Основной БУП (обучение на дому) (Учитель) Расширение БУП (дополнительные предметы) -углубление БУП -элективные курсы -профильные курсы (Учитель-тьютор) Техническая поддержка и обслуживание Обучение Зоны ответственности Региональный уровень Муниципальный уровень