Совершенствование урока – основа профессионального роста современного учителя Педагогический совет ГБОУ СОШ 753 Декабрь 2012 года
Варианты решения вопроса о соотношении обучения и развития детское развитие происходит до и независимо от обучения обучение и есть развитие признание некоторой взаимообусловленности обучения и развития Л.С. Выготский: процессы развития следуют за процессами обучения
Основание деятельностного подхода Д.Б. Эльконина
Теория деятельности А.Н. Леонтьева деятельность рассматривается как активность особого рода, которая характеризуется следующим: наличием мотива; целесообразностью, преднамеренностью, осознанностью; соотнесением с реальными условиями.
Структура учебной деятельности по В.В. Давыдову постановка учебной задачи преобразование условий учебной задачи моделирование выделенного основания в предметной, графической или буквенной форме преобразование модели построение системы частных задач, решаемых общим способом контроль за выполнением предыдущих действий оценка усвоения общего способа
Что такое учебная задача возникает, когда в практике обнаруживается разрыв; такой разрыв может быть преодолен только открыванием нового способа действия; результат решения учебной задачи – самоизменение субъекта; открытый новый способ действия позволяет решать целый класс подобных задач.
С.И. Иванов «Типы и структура урока» в основе классификации главные этапы учебного процесса, 8 типов уроков: Вводные уроки; Уроки первичного ознакомления с материалом; Уроки образования понятий; Уроки установления законов и правил; Уроки применения полученных знаний на практике; Уроки навыков; Комбинированные уроки.
И.Н. Казанцев «Урок в советской школе» в основе классификации основной способ проведения урока, 7 типов уроков: Урок с разнообразными типами занятий; Урок-лекция; Урок-беседа; Урок- экскурсия; Киноурок; Урок самостоятельной работы учащихся в классе; Лабораторные и иные практические занятия в классе.
Т.И. Шамова в основе классификации основная образовательная цель, 5 типов урока : Урок изучения новых знаний и способов действий; Урок закрепления знаний и способов действий; Урок комплексного применения знаний и способов действий; Урок обобщения и систематизации знаний; Урок проверки, оценки и коррекции знаний и способов действий.
Характеристика деятельностного урока в сравнении с традиционным уроком Традиционный урок Деятельностный урок Общие целиВооружение учащихся ЗУНами, в ходе которого развитие личности является следствием и понимается как развитие отдельных психических функций (мышления, памяти, внимания). Формирование учебной деятельности, превращающей ребенка в субъекта, заинтересованного в учении и саморазвитии. Профессиональн ая позиция учителя Центральная фигура урока: учит, показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, спрашивает, проверяет, оценивает. Деятельность идет от учителя. Организатор учебной деятельности школьников: объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, сознательно ошибается, создает ситуацию успеха, совещается, предотвращает, стимулирует, закрепляет авторитет ребенка среди товарищей.
Позиция ученикаОбъект обучения, на которого направлено воздействие учителя. Субъект учения. Деятельность идет от ребенка. Д.Б. Эльконин: «… не просто позиция ученика, посещающего школу и аккуратно выполняющего предписание учителя и домашние уроки, а позиция человека, совершенствующего самого себя». Характер отношений учителя и ученика В большинстве случаев авторитарный тип отношений педагога к детям. Единственно возможной является позиция делового партнерства. Характер отношений учащихся между собой Не планируется всей системой. Взаимоотношения учащихся в коллективно-распределенной деятельности определены самим содержанием обучения.
Содержание учебного материала Невозможно определить вне конкретного предмета и конкретного года обучения. Некая сумма знаний, умений и навыков, определенная стандартом образования. Система понятий. Метод обучения Допускается многообразие методов, связанных с объяснением и показом. В основном через вербальный способ, показ и тренировку, повторение и практические занятия. Единственно возможный метод - решение учебных задач через систему учебных действий. Контроль и оценивание как ведущие учебные действия. Моделирование как способ решения учебной задачи.
Понятие «урок» традиционно определяется исходя из двух позиций: Урок как пространство усвоения знаний и приобретения умений и навыков по содержанию может быть отнесен к тому или иному типу. Урок как интервал в минут (либо сдвоенные уроки в 80 минут) имеет свои определенные пространственно-временные характеристики.
Типология деятельностных уроков обобщена А.Дусавицким В соответствии с учебными действиями выделяются основные типы уроков: Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок моделирования и преобразования модели. Урок решения частных задач с применением открытого способа. Урок контроля и оценки.
…развивающее и традиционное обучение являются альтернативными, но не конкурирующими системами… Вопрос выбора той или иной из них – это по существу вопрос выбора той или иной цели образования. В.В. Репкин