О.М.Серышева, директор МБОУ 61 г.Челябинска Муниципальная инновационная площадка «Практическое применение копинг-профилактики зависимого поведения школьников» Челябинск Управление по делам образования г.Челябинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа61 г.Челябинска
« копинг » (coping) преодоление стресса, совладание с ним Поведение, направленное на устранение или уменьшение силы воздействия стрессогенного фактора на личность, называют копинг - поведением или совладающим поведением.
Для совладания со стрессом каждый человек использует собственные стратегии (копинг - стратегии) на основе имеющегося у него личностного опыта (личностных ресурсов или копинг - ресурсов). копинг - стратегия копинг- ресурсы
Уровень развития копинг- ресурсов Успешность адаптации к стрессам социализация
виды копинг - ресурсов Физические Психологические Социальные
ресурсы когнитивной сферы я-концепция интерналъный локус контроля аффилиация эмпатия позиция человека ценностная мотивационная структура личности духовность человека система социальной поддержки социально- поддерживающий процесс Копинг-ресурсы
ДУХОВНОСТЬ - ОСНОВОПОЛАГАЮЩЕЕ СВОЙСТВО ЧЕЛОВЕКА осознание своего личностного «Я» совесть, долг, ответственность, стыд, менталитет регулирование и управление своим поведением понимание своего места, роли и предназначения в обществе система ценностей, стратегические цели личностного развития
Копинг - поведение индивидуальный способ совладания человека с затруднительной ситуацией в соответствии с ее значимостью в его жизни и с личностно - средовыми ресурсами, которые во многом определяют поведение человека
Интерпретация понятия « копинг »…. Первый подход : НЕОПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЙ Копинг - процессы рассматриваются как эго - процессы, направленные на продуктивную адаптацию личности в трудных ситуациях. В случае неспособности личности к адекватному преодолению проблемы включаются защитные механизмы, способствующие пассивной адаптации.
Копинг, нацеленный на оценку Копинг, нацеленный на проблему Копинг, нацеленный на эмоции копинг – качество личности, позволяющее использовать относительно постоянные варианты ответа на стрессовые ситуации три способа совладания со стрессовой ситуацией:
психологическое преодоление – усилия личности, направленные на снижение влияния стресса Активная форма копинг-поведения Пассивное копинг-поведение активное преодоление, целенаправленное устранение или ослабление влияния стрессовой ситуации использование различного арсенала механизмов психологической защиты, которые направлены на снижение эмоционального напряжения, а не на изменение стрессовой ситуации
стратегии совладания с угрожающей ситуацией механизмы защиты Эго прямое действие нападение или бегство, которое сопровожда ется гневом или страхом совладание без аффекта, когда реальная угроза отсутствует, но потенциально существует
регуляция эмоций управление проблемами, вызывающими дистресс Оценка происходящего играет важную роль в процессе эволюции человека
Первичная оценка позволяет человеку решить, является ли данная ситуация угрожающей или ее можно отнести к ситуации изменения, которая не содержит в себе угрозы его благополучию позволяет оценить силу стрессового воздействия позволяет сопоставить возможность наносимого им вреда с индивидуальными возможностями
Вторичная оценка определяет процесс выбора механизмов и ресурсов преодоления стресса происходит выработка механизмов преодоления стресса
Активное разрешение проблем является когнитивно- поведенческим процессом, в результате которого формируется общая социальная компетентность личности
Выполнение решения с последующей проверкой, подтверждением его эффективности Выбор оптимального варианта решения проблемы разработка многочисленных возможных вариантов решения проблемы формулирование проблемы Ориентация в проблеме
Взаимосвязь самочувствия и стилей совладающего поведения использование активных совпадающих поведенческих стратегий низкая восприимчивость к стрессовым ситуациям улучшение самочувствия
ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОЗРАСТА И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ 7 лет 16 лет 25 лет С увеличением возраста повышается вероятность использования активных проблемосовладающих поведенческих стратегий
ВЗАИМОСВЯЗЬ УРОВНЯ ТРЕВОЖНОСТИ И ВЫБОРА КОПИНГ- СТРАТЕГИЙ высокий уровень психологической зрелости людей, ощущение собственной значимости, высокая самооценка обуславливают использование когнитивных копинг- стратегии люди с высокой тревожностью чаще используют эмоциональные копинг-стратегии изменение реальной ситуации снижение самооценки, ухудшение адаптации к заболеваниям
ПОЛОВЫЕ РАЗЛИЧИЯ В ПРЕОДОЛЕНИИ СТРЕССА эмоциональный стиль преодоления стресса ориентация на избегание выраженная депрессивная симптоматика женщины молодого возраста
дистанцирова ние самоизоляция неэффектив ные стратегии поведения возникновение депрессии уязвимые стрессу люди
Группы поведенческих стратегий: Стратегия разрешения проблем Стратегия поиска социальной поддержки Стратегия избегания
недостаточность развития личностно- средовых копинг- ресурсов отсутствие навыков активного разрешения проблем формирование дезадаптивного, псевдосовладающег о поведения
самостоятельн ое решение проблем поддержка окружающих избегание столкновения с проблемной ситуацией
КОПИНГ-РЕСУРСЫ: Ресурсы личности я-концепция интернальный локус контроля ресурсы когнитивной сферы аффилиация эмпатия отношение к жизни, смерти, любви, вере духовность ценности и мотивация Ресурсы социальной среды окружение умение на ходить, принимать и оказывать социальную поддержку
Я-КОНЦЕПЦИЯ – ВАЖНЕЙШИЙ ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС Это представление человека о себе
ИНТЕРНАЛЬНЫЙ ЛОКУС КОНТРОЛЯ умение контролировать свою жизнь и брать ответственность за нее ресурс, формирующий адаптационное поведение степень понимания человеком причинных взаимосвязей между собственным поведением и достижением желаемого люди с внутренним (интернальным) локусом контроля эффективно преодолевают стресс проявляют более высокий уровень социальной адаптации
Способность критически и концептуально мыслить реалистические планы на будущее Формирование зрелого мышления Изменение Я-концепции когнитивное развитие человека это возможности, позволяющие оценивать воздействие социальной среды и собственное поведение
развитие когнитивных процессов самоуважение, самоэффективность возможность адекватно реагировать на стрессовые ситуации и справляться с ними формирование навыков преодоления проблем и межличностной, коммуникативной эффективности способность формировать альтернативные объяснения и рассматривать различные перспективы становление личностной идентичности социальная адаптация и возможность решать более сложные проблемы
АФФИЛИАЦИЯ И ЭМПАТИЯ эмпатия – постижение чужого эмоционального состояния, проникновение, вчувствование в переживания другого человека существенно и положительно влияет на качество общения и позитивные личностные изменения ключевой фактор в развитии социального взаимопонимания, просоциального поведения важнейший ресурс преодоления стресса аффилиация чувство одиночества, отчужденности, порождение и усугубление стресса
информация, приводящая человека к убеждению, что его любят, ценят, заботятся о нем, что он является членом социальной сети и имеет с ней взаимные обязательства обмен ресурсами между различным количеством людей функция социальных сетей, которые характеризуют социальную среду личности
социально-поддерживающий процесс играет важную роль в преодолении стрессовых и проблемных ситуаций способность к поиску социальной поддержки способность к поиску социальной поддержки наличие сети социальной поддержки наличие сети социальной поддержки способность к восприятию социальной поддержки способность к восприятию социальной поддержки
ТИПЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ эмоциональн ая забота о другом, доверие и сопереживание ему материальная помощь коллег по работе, финансовая помощь, обеспечение ресурсами Информацио нная содействие в разрешении проблемы путем предложения важной информации, совета оценка оценка исполнения после разрешения проблем
Социальная поддержка смягчает воздействие стресса высокой интенсивности нейтрализует негативное влияние стресса обеспечивает сохранение здоровья
СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА помощь членов семьи и друзей оказывает наиболее важное влияние на совладающее поведение человека повышает самооценку меняет эмоциональный ответ на действие стрессогенного фактора позволяет увидеть ситуацию «другими глазами»
СТРЕСС адаптационные механизмы психологическая защита копинг совладание со стрессом компенсация стресса
механизмы психологической за щиты 1) защитные механизмы, помогающие самостоятельно справиться с ситуациями, представляющими психо логическую угрозу для личности ( группа близка к копинг - механизмам ); 2) защитные механизмы по типу « вытеснения », « отри цания », отличающиеся автоматизированностью и отсутствием осознания ; 3) защитные механизмы « рационализации », « бегства в болезнь », « фантазирования ». Они отражают осо бенно пассивный характер попыток личности спра виться с психологическим стрессом при неопреде ленной позиции.
МЕХАНИЗМ СОВЛАДАНИЯ когнитивная сфера«отвлечение» «проблемный анализ» эмоциональная сфера «эмоциональная разрядка» «оптимизм» «пассивное сотрудничество » «сохранение самообладания» поведенческая сфера «отвлечение» «активное избегание» «поиск поддержки» «конструктивная активность»
цели профилактической работы: оказание подросткам помощи в осознании ме ханизмов формирования их собственного поведения; развитие ресурсов подростков: формирование у них адекватного представления о себе, социальной компетентности, умения принимать на себя ответственность за свою жизнь, умения общаться с окружающими, сопереживать им; находить и оказывать поддержку.
Спасибо за внимание! Материал подготовлен при использовании информации и научных статей Р. Лазаруса, А. Бандуры, С. Фолькмана, Н.А. Сироты, В.М. Ялтонского, Л.И. Вассермана, Е.И. Чехлатого, В.А. Ташлыкова и др.