Урок 19 9 класс
Опрос. 1.Чем отличалось общество потребления от других форм индустриального общества? 2.Возникновение СЕ, ЕОУС,ЕЭС. 3.Причины западногерманского экономического чуда. 4.Пятая республика во Франции. 5.Причины медленного развития Великобритании.
План урока. 1.Проблема прав человека. 2.Борьба с расовой дискриминацией в США. 3.Идеология и культура. 4. «Красный май» в Париже. 5.Кризис Пятой республики. 6.Социальный кризис к.60-х гг.
Задание на урок. Что привело к мощным социальным движениям на Западе в 60-е гг.? Почему они не привели к гибели капиталистического общества?
1.Проблема прав человека. В 1948 г.ООН приняла Всеобщую декларацию прав человека, защищавшую человека как многогранную личность вне зависимости от расы, пола, языка, религии и происхождения. Все люди должны иметь равные политические, гражданские, экономические и др.права. Основным принципом судопроизводства провозглашался принцип презумпции невиновности, запрещалась жестокость и пытки в отношении заключенных. Десантникиохраняютнегритянскихшкольников от расистов
2.Борьба с расовой дискриминацией в США. Серьезные нарушения прав человека наблюдались в США, где проводилась политика сегрегации в отношении цветного населения. Они хуже жили, раньше умирали, занимали низкооплачиваемые должности. Лидер негритянского движения стал пастор Мартин Лютер Кинг, выдвинувший идею ненасильственной борьбы. Негритянскаядемонстрация в защиту своих прав
2.Борьба с расовой дискриминацией в США. В 1964 г. Кинг получил Нобелевскую премию Мира, но в 1968 г. был застрелен расистом. Под воздействием негритянского движения в 1964 г. Л.Джонсон подписал закон о гражданских правах, но экстремисты продолжили борьбу, вылившуюся в кровавые столкновения. Расовый кризис удалось преодолеть лишь к н.70-х гг. Мартин Лютер Кинг
3.Идеология и культура. В это время против сложившейся социальной системы выступила молодежь. Запад охватила борьба с тоталитаризмом, антивоенное и хиппи движение. Под их воздействием появились новые течения в искусстве: поп-арт использовал в качестве материала бытовые предметы. В архитектуре воплощались грандиозные проекты (Останкинская башня, аэропорт Кеннеди близ Вашингтона и др.) Концерт«Битлз»
3.Идеология и культура. В музыке наряду с поп-культурой появился рок. Э.Пресли, «Битлз» стали кумирами молодежи. Критикуя в своем творчестве ханжескую мораль «общества потребления», они не могли предложить новых идеалов. Но консервативная авторитарная культура ушла в прошлое, отношения между людьми стали более открытыми. Рок-фестиваль В Вудстоке
«Красный май» В Париже 4. «Красный май» в Париже. Самые мощные выступления студентов прошли во Франции. Безработица среди молодежи, авторитарные порядки в студенческих городках привели к социальному взрыву. В н.мая 1968 г.была разогнана студенческая демонстрация. В ответ студенты заняли Латинский квартал Парижа. Их лидер Д.Кон-Бендит призвал к решительной борьбе с капиталистической системой.
РуководительстуденческогодвиженияД.Кон-Бендит 4. «Красный май» в Париже. Жестокость полиции увеличила ряды движения. Во Франции началась Всеобщая забастовка, проходившая под социалистическими лозунгами. Студенты заняли Сорбону,театр Одеон и внедрили систему самоуправления, видя в ней основу будущего справедливого общества. Генерал де Голль потерял контроль над страной. Появились человеческие жертвы. Страна на грани гражданской войны.
5.Кризис Пятой республики. Тогда профсоюзы и правительство подписали соглашение, улучшавшее экономическое положение рабочих. В нем ничего не говорилось о социальных реформах и рабочие продолжили забастовку. Де Голль договорился с французскими генералами о поддержке. Он объявил о коммунистической угрозе и распустил парламент, назначил всеобщие выборы. Сторонникам Голля раздавалось оружие. Лидеры антиправительственного движения не хотели гражданской войны, но и выдвинуть реалистическую Антиправительственнаядемонстрация в Париже
5.Кризис Пятой республики. политическую программу и закрепить свои успехи не смогли, поэтому решили прекратить выступления. Вскоре студенты вернулись к занятиям. Это было самое бескровное в истории Франции завершение баррикадного противостояния. Через год де Голль потерпел поражение на референдуме, ушел в отставку и вскоре скончался. Антиправительственнаядемонстрация в Париже
6.Социальный кризис к.60-х гг. Социальные движения охватили весь Запад, где сохранялось значительное число бедных. В Италии молодежь выступила за демократизацию жизни страны, ее поддержал средний класс. Особо острая борьба развернулась по вопросу о разводах. В 1974 г. они были разрешены. В ходе волны забастовок в стране были узаконены Советы на предприятиях и сложилась экономическая демократия. Плакат на месте убийства А.Моро- убийства А.Моро-премьер-министраИталии.
6.Социальный кризис к.60-х гг. Против демократизации выступили ультраправые организации, развернувшие террор в Италии и Германии. Но гражданское общество не позволило установить диктатуру. В Америке вслед за М.Кингом был убит Р.Кенеди. «Бурные 60-ые» привели к возникновению на Западе влиятельного и самостоятельного гражданского общества. Суд над членами террористических «Красных Бригад».
Новые понятия урока. 1.Дискриминация- ограничение прав личности по не зависящим от неё признакам (происхождение, цвет кожи и др.) 2.Фрейдизм- философско- психологическое учение, полагающее, что человеческая культура во многом основана на преобразованных формах биологической сексуальности и агрессии.
Новые понятия и даты урока. 3. Массовая культура- произведения, рассчитанные на широкие массы потребителей без специальных познаний в области культуры (простые сюжеты, популярная музыка) Всеобщая декларация прав человека закон о гражданских правах в США.
Д/З. п. 19, вопросы и задания. п. 19, вопросы и задания.