МОУ «Майская гимназия Белгородского района Белгородской области» учитель русского языка и литературы Сорокина Ирина Тимофеевна
Цели урока: 1. Дать понятие о вставных конструкциях, знаках препинания при них. 2. Формировать умение выразительно читать и пунктуационно оформлять на письме предложения с вставными конструкциями. 3. Развивать творческие способности учащихся при работе с текстами. 4. Cодействовать формированию системы знаний, представлений, понятий, обеспечивающих способность к творческой деятельности.
Найти лишнее, объяснить: 1. собиратель, зажигать, сочетание, внимание; 2. современник, связаны, естественно, пустынный; 3. по-французски, по_зимнему, по _нашему, по_видимому; 4. окружённый, холщовый, плечом, горячо.
ИНФОРМАЦИЯ ИНФОРМИРОВАТЬ Информация (лат. Informatio «изображать, представлять»). Сделайте морфемный разбор слова информировать Сделайте морфемный разбор слова информировать
Книга была (1) по его словам (2) единственным средством «добывания» информации. О большой ценности этой книги все поняли (3) по словам (4) и действиям автора. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые? 1) 1,2 2) 1,2,3,4 3 ) 3,4 4) 1,3
ключ ключ 1) 1, 2
СРАВНИТЕ: К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно. К счастью или к несчастью, в нашей жизни не бывает ничего, что не кончалось бы рано или поздно. Однажды, войдя в квартиру у меня был от нее собственный ключ, я услышал, что Елена Николаевна поет. Однажды, войдя в квартиру у меня был от нее собственный ключ, я услышал, что Елена Николаевна поет.
Определение вставных конструкций Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. Затруднение, которое Демосфен сам себе устроил, - камешки во рту – заставляло его говорить особенно старательно и отчетливо. Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции. Постепенно голос Демосфена окреп, у него выработалась правильная дикция (т.е. отчетливое произношение), и это помогло ему стать одним из самых замечательных ораторов Древней Греции. Ему очень хотелось сказать всю правду этим союзничкам именно сейчас среди своих войск, под грохот орудий (автомобили стояли всего в версте от батарей). Ему очень хотелось сказать всю правду этим союзничкам именно сейчас среди своих войск, под грохот орудий (автомобили стояли всего в версте от батарей).
Выделите вставную конструкцию и выберите при её оформлении на письме знак препинания тире или скобки. Если я заболею, к врачам обращаться не стану. Обращаюсь к друзьям не сочтите, что это в бреду: постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду.
Проверьте себя: Если я заболею, к врачам обращаться не стану. Обращаюсь к друзьям (не сочтите, что это в бреду): постелите мне степь, занавесьте мне окна туманом, в изголовье поставьте ночную звезду.
Домашнее задание § 31; упр. 231, 235 устно, из упр. 238 выписать предложения с вводными словами (1-й абзац предложения 1, 2, 5, 6, 7; 2-й абзац - 1, 3; 3-й абзац - 1; 4-й абзац- 1; 5-й абзац- 1, 3; 6-й абзац- 1,2) или анализ предложенного текста
Список использованной литературы: Список использованной литературы: Список использованной литературы: 1.Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: Учеб.: в 3-х ч. – М.: Просвещение, – Ч.3. Синтаксис. Пунктуация. – 271с. Там же, С Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе. – С Кротевич Е.В. О связях вводных слов в словосочетании и предложении // Русский язык в школе. – С Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8 3.Прияткина А.Ф. Синтаксис осложненного предложения. М., 2006 С.8 4.Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука Т.2 С Русская грамматика: в 2-х т.- М.: Наука Т.2 С Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – Т.51 – С Студнева А.И. О связи вводных предложений с основным составом высказывания // Учен. зап. Рязанского гос. пед. института. – Т.51 – С Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И Т С Студнева А.И. Из наблюдений над функционально – семантическими отношениями вводных и вставных предложений // Учен. зап. М.ОП.И Т С
Спасибо за урок!