Слово делится на части Ах, какое это счастье Может каждый грамотей Делать слово из частей.
ЦЕЛЬ – Создание базы для сознательного усвоения грамматики. (Только осознанное знание морфем помогает увидеть изучаемые орфограммы в словах и грамотно писать.)
ЗАДАЧИ - Понимание смысловой структурности соотносимости слов Формирование действия морфемного анализа слов Развитие потребности в повышении своей языковой культуры, Стремление наиболее точно выразить мысль в слове.
МОРФЕМА – это наименьшая значимая часть слова и грамматических форм слова
1 этап. Пропедевтические (предварительные подготовительные) словообразовательные наблюдения. 2 этап Знакомство с особенностями однокоренных слов и сущностью всех морфем в сопоставлении. 3-этап Изучается роль в языке корня, приставки, суффикса и окончания. 4 этап Работа над составом слова в связи с изучением частей речи.
Задачи этапов * Понимание смысловой структуры слова. Соотносимость лексического значения однокоренных слов и морфем. Роль корня, приставки, суффикса и окончания. Словообразовательная и формообразующая роль морфем при изучении частей речи.
КОРЕНЬ приставка суффикс Словообразовательная роль Окончание - изменяемая часть слова, служит для связи с другими словами
Виды заданий и упражнений в работе над корнем Зимовать, зимник, зимовье. Печник, лесник, сапожник.
Машина приспособленная для перевозки грузов. (грузовик) Предмет, который дарят на память.(подарок) Человек, который управляет краном. (крановщик)
Смелый – смелость – храбрость. Нос – переносить – носильщик – носовой. Гора – горный –горняк
Чай из листиков нарезан, Снятых с чайного куста Человеку чай полезен Чайник в доме неспроста
Родиной мы зовем нашу страну, потому что мы в ней родились, потому что в ней говорят на родном языке и все в ней для нас родное. (К.Д.Ушинский)
Старый, старик, стареть, звонить, звон, звонкий, мир, мирить, мирный,зимний, зимушка, зимовать, вредитель, вредный, вредить, ночевать, ночка, ночной, обида, обидный, обидеть. Кто? Что?Какая?Что делать?
Виды заданий и упражнений в работе с приставками. Автор – соавтор Носить – выносить Делать – сделать Слепнуть -ослепнуть
надеть одеть Надеть (что?) шубу, пальто. Одеть (кого?) брата, куклу. Девочка (надела, одела) шубу. Мама (надела, одела) сына.
Виды заданий и упражнений в работе над суффиксами читать – читатель серый - сероватый чай – чайник лиса – лисёнок волк - волчище корова -
Виды заданий и упражнений в работе над окончанием отдыхают, в, дети, лагерь, страна, разных
Рыба – рыбак голос - отголосок Рыбы – рыбаки голоса - отголоски
Виды упражнений для отработки умений и навыков нахождения морфем. Помоги прочитать странное письмо. ; ; ; ; ; ;.
Задание 2 Найди "лишнее" слово в каждой группе и укажи его: а) шиповник б) шипит в) шиповки г) шипы д) мышь е) мышка ж) мышонок з ) смышленый
Задание 3 К слову море подбери однокоренные слова в порядке схем: 1), 2), 3). а) приморский б) мореход в) моряк г) морской
Задание 4 Укажи слова, где корень выделен неверно:
Задание 2 Найди слова с приставками: а) (до) ехать б) (за) грибами в) (за) брать г) (до) дороги д) (у) летать
P.S. Профессионализм, любовь к детям, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного слова в развитии и совершенствовании своей речи.
Творческая группа : Афанасьева А.А. Жуковская С.В. Захарова С.П. Пономарева А.В. Чуркина Е.Н. Техническая поддержка Жук А.В.