П ЕДСОВЕТ Д ЕЯТЕЛЬНОСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ - ОСНОВА КОНЦЕПЦИИ ФГОС»
Ц ЕЛИ : Осознание основных критериев современного урока Повышение интереса педагогов к современным технологиям Осознание необходимости повышения уровня и качества сомообразования
« У РОК – ЭТО ЗЕРКАЛО ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ, МЕРИЛО ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОГАТСТВА, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КРУГОЗОРА. ЭРУДИЦИИ » В.А. С УХОМЛИНСКИЙ.
УРОК (по В.И. Далю) – ученье в назначенный час, срочная задача, назиданье, вперед наука «урок» берет свое начало от древнерусских «урекать», «урочить» – испортить, навредить, изуродовать, наводить сглаз..
Плюсы традиционного урока Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. Работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. На коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.
Минусы традиционного урока. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда ). Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем. Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам. Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития. При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.
Ответьте на вопросы анкеты Если класс не приведен в порядок 1) моя реакция зависит от ситуации 2) я не обращаю на это внимание 3) не могу начать урок 2.Я считаю своим долгом сделать замечание, если ребенок нарушает порядок в общественном месте 1) в зависимости от ситуации 2) нет 3) да 3. Я предпочитаю работать под руководством человека, который 1) предлагает простор для творчеств 2)Не вмешивается в мою работу 3)Дает четкие указания 4.Во время урока я придерживаюсь намеченного плана 1)в зависимости от ситуации 2) предпочитаю импровизацию 2) 3) всегда 5 Когда я вижу, что ученик ведет себя вызывающе по отношению ко мне 1)предпочитаю выяснить отношения 2) игнорирую этот факт 3) плачу ему той же монетой
6. Если ученик высказывает точку зрения, которую я не могу принять 1) я пытаюсь принять его точку зрения 2) перевожу разговор на другую тему 3) стараюсь поправить его, объяснить ему его ошибку 7. По- моему, в школьном коллективе важнее всего 1) работать творчески 2) отсутствие конфликтов 3) трудовая дисциплина 8 Я считаю, что учитель может повысить голос на ученика 1) нет, это недопустимо 2) затрудняюсь ответить 3) если ученик этого заслуживает 9. Непредвиденные ситуации на уроках 1) можно эффективно использовать 2) лучше игнорировать 3) только мешают учебному процессу 10.Мои ученики относятся ко мне с симпатией 1) нет 2) когда как 3) не знаю
Посчитайте сколько у вас 1,2 и 3. · Если у Вас больше 1, то это говорит о демократическом стиле деятельности учителя. Педагог предоставляет возможность ученикам самостоятельно принимать решения, прислушивается к их мнению, поощряет самостоятельность суждений, учитывает не только успеваемость, но и личностные качества учеников. Основные методы воздействия :побуждение, совет, просьба. У педагога наблюдается удовлетворенность своей профессией, гибкость, высокая степень принятия себя и других, открытость и естественность в общении, доброжелательный настрой, способствующий эффективности обучения ·
Преобладание второго варианта ответа указывает на черты попустительского стиля деятельности учителя. Такой педагог уходит от принятия решений, передавая инициативу ученикам, коллегам, родителям. Организацию и контроль деятельности учащихся осуществляет без системы, в сложных педагогических ситуациях проявляет нерешительность и колебания., испытывая чувство определенной зависимости от учащихся. Для многих из таких педагогов характерна заниженная самооценка, чувство тревоги и неуверенности в своем профессионализме, неудовлетворенность своей работой.
Преобладание 3 варианта говорит об авторитарных тенденциях в деятельности педагога. Учитель использует свои права, как правило, не считаясь с мнением детей и конкретной ситуацией. Главные методы воздействия - приказ, поручение. Для такого учителя характерна неудовлетворенность работой многих учащихся, хотя он может иметь репутацию сильного педагога. Но на его уроках дети чувствуют себя неуютно, значительная их часть не проявляет активности и самостоятельности.
русс кий литер атура мате матик а инфо рмат ика англ физи ка хими я Биол огия прир одов ед Исто рия общ еств озн геог раф Техн олог д Техн олог м черч ен физ кул ьту ра из о м уз ы ка 1 Я люблю этот предмет 2 Этот предмет мне интересен 3 Мне нравится, как преподаёт учитель 4 Этот предмет нужен для будущей работы 5 Учитель часто хвалит 6 Этот предмет занимательный 7 Учитель интересно объясняет 8 Знания необходимы для поступления 9 У меня хорошие отношения с учителем Поставь в пустые клеточки баллы от 0 до 5. Оцени своё отношение к предложенным предметам и суждениям.
Русский языкЛитератураИстория, обществознаниегеография Я люблю этот предмет Этот предмет мне интересен Мне нравится, как преподаёт учитель Этот предмет нужен для будущей работы Учитель часто хвалит Этот предмет занимательный Учитель интересно объясняет Знания необходимы для поступления У меня хорошие отношения с учителем
математикаинформатикаанглийскийфизика Я люблю этот предмет Этот предмет мне интересен Мне нравится, как преподаёт учитель Этот предмет нужен для будущей работы Учитель часто хвалит Этот предмет занимательный Учитель интересно объясняет Знания необходимы для поступления У меня хорошие отношения с учителем
химия Биология. природоведение Черчение(музыка Я люблю этот предмет Этот предмет мне интересен Мне нравится, как преподаёт учитель Этот предмет нужен для будущей работы Учитель часто хвалит Этот предмет занимательный Учитель интересно объясняет Знания необходимы для поступления У меня хорошие отношения с учителем
ИЗОТехнология (дев.)Технология (мальч.)физкультура Я люблю этот предмет Этот предмет мне интересен Мне нравится, как преподаёт учитель Этот предмет нужен для будущей работы Учитель часто хвалит Этот предмет занимательный Учитель интересно объясняет Знания необходимы для поступления У меня хорошие отношения с учителем
Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие Самоопределение обучаемого к выполнению той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зренияпо изучаемым вопросам, сопоставлением их, поиском за счетобсуждения истинной точки зрения. Развитие личности, с пособность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом.
Критерии эффективности современного урока Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к открытию Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью учащегося.
Хоть выйди ты не в белый свет, А в поле за околицей, Пока идешь за кем-то вслед, Дорога не запомнится. Зато, куда б ты ни попал И по какой распутице, Дорога та, что сам искал, Вовек не позабудется. (Н.Рыленков)