Базовые проблемные ситуации Виды проблем ГБОУ СОШ 254 Савёнышева И.В.
Проблема….. Исследование начинается с выявлении проблемы «problema» (греч.) - «затруднение», «преграда», «трудность»
Базовая типология проблемных ситуаций Проблемы, похожие на мозаику Проблемы, похожие на многослойное желе Проблемы, похожие на снежинку Проблемы, похожие на олимпийские кольца Проблемы, похожие на притчу о слоне
Каждая проблема требует своего определения и нахождения оптимального пути решения. образ проблемы ее определение ее проявлениями в жизненных ситуациях основная технология решения
Проблемы, похожие на мозаику состоит из нескольких отдельных частей Для решения проблемы в целом, надо разделить ее на несколько отдельных частей и решить каждую составную часть.
Суть проблемы: могут быть разбиты на независимые смысловые части. Дети должны научиться выделять их и находить пути решения каждой из них. оптимальный путь распределение отдельных частей проблемы между участниками или микрогруппами. общее обсуждение, внесение поправок или дополнений в каждый мини-проект и общее принятие решения
«Как мне все успеть?» Проблемная ситуация: завтра выходной. посмотреть фильм погулять поиграть в новые игры домашние задания убраться в комнате СОСТАВЬ РАСПИСАНИЕ !!! - Сколько часов всего есть в распоряжении? - Сколько времени нужно для работы с каждой частью этой проблемы? - Как распределить все свои дела по времени?
Проблемы похожие на многослойное желе состоят из последовательно решаемых задач. (алгоритм) проблемы решаются, если совершаются все действия и в правильном порядке.
Суть проблемы: решение многослойных проблем состоит из последовательных действий. проблемы, которые решаются путем составления алгоритма. важно различать действия существенные и несущественные с точки зрения решения этой проблемы.
Алгоритм последовательности действий (серия картинок)
Как вырастить цветок?
Рецепты приготовления блюд
Математика Как выполнить действия с величинами? 1. Пишу выражение 2. Перевожу в нужные величины 3.Выполняю вычисления в столбик 4.Обратный перевод 5.Пишу ответ
Русский язык Как запомнить слово из словаря? 1. Выписываю слово 2.Прописываю слово 10 раз 3. Пишу три однокоренных слова 4. Составляю и записываю словосочетание 5. Составляю и записываю предложение
Литература Расположи план в правильном порядке Работа с книгой 1. Автор 2.Название 3.О чем? 4.Личное отношение 5. Иллюстрация 6. Время прочтения 7. Подпись
Проблемы, похожие на снежинку имеет много вариантов решения. необходимо исследовать все возможные варианты и выбрать наилучший
Суть проблемы: могут решаться самыми различными путями. есть решения удачные (оптимальные, осуществимые и т.д.; критерий оптимальности нужно задать детям) и неудачные. продуцирование различные варианты решения, а затем оценивать их по определенным критериям.
Моделирование «Кабинет нашего класса» «Игровая площадка» Сценарий Новогоднего праздника Уютная школа Помощь ветеранам
Математика решение задач разными способами Найти площадь фигуры
Упражнения: Неоконченный рассказ Посмотрите на мир чужими глазами Составьте рассказ от имени другого персонажа Составьте рассказ, используя данную концовку Придумай сказке новый конец Сколько значений у предмета
Проблемы, похожие на олимпийские кольца возникают из-за того, что люди не умеют помогать друг другу. Чтобы общая проблема была успешно решена, каждый должен сам добиться успеха в своем деле и помочь это сделать всем остальным участникам.
Суть проблемы: предполагают, что успех зависит, во-первых, от того, насколько качественно каждый сделал свою часть работы и, во-вторых, от успеха группы в целом. суть - сотрудничество. детям трудно совместить в одной ситуации два условия: личный успех и помощь другому
Игра «Почта» Работа в группах Почтальон (ведущий) Общая информация Приватная информация Обмен письмами не ограничен Общий итог
Проблемы, похожие на притчу о слоне возникают из-за того, что люди по- разному понимают значение слов или поступков. для решения необходимо понять, что имеет в виду каждый собеседник, и прийти к взаимопониманию
Суть проблемы: Это очень распространенная проблема, лежащая в основе множества конфликтов и недоразумений Данные проблемы решаются только в том, случае, если стороны определились со значением тех слов, которыми они оперируют. Необходимо выработать общую точку зрения на предмет спора.
Ноль или буква «О»? А Б 1 2
Этапы работы: 1. Обозначение темы. Обсуждение: что такое ….? 2. Вопрос для обсуждения: Что значит: проблема похожа на …..? Обобщение мнений детей. 3. Определение проблемы. 4. Зарисовка образа проблемы. 5. Упражнение на выявление проблемы 6. Работа творческих групп над решением игровых задач. 7. Презентация работы групп. Принятие решения. 8. Подведение итогов: способ решения проблемы, похожей на ….. 9. Коллективное обсуждение: какие проблемы относятся к данному типу и как их можно успешно решать?
Проблема 1 На уроке математики учительница сказала, что сегодня оценка каждого ученика будет зависеть от того, как будет работать весь класс. Она дала каждому ученику для решения 5 задач, но сказала, что «пятерку» класс получит только в том случае, если все-все задачи будут решены. Ребята не справились с заданием. Они объяснили это тем, что в классе был слабый ученик, который до звонка не смог решить и трех задач из пяти. Но учительница сказала, что ребята неправильно подошли к решению проблемы. Так ли это?
Проблема 2 Два друга решили в выходной день встретиться и погулять вместе. Они договорились о встрече в определенном месте в девять часов. Один из них пришел на место встречи в девять утра и напрасно прождал своего приятеля целый час. Обеспокоенный, он позвонил другу и... разбудил его своим звонком! Проснувшись, друг сказал: «Я думал, что мы встречаемся в девять»
Проблема 3 Учащиеся одного очень дружного класса решили провести вместе несколько каникулярных дней весной. Но какой отдых предпочесть? Каждый предлагает свое, других не слушает... Чуть не поссорились! Как им следует поступить, чтобы найти общее и самое лучшее решение?
Проблема 4 Учительница истории сообщила детям, что в следующий раз будет контрольная работа, и велела как следует к ней приготовиться. «Понятно?» спросила она учеников. «Понятно», ответили они. На следующем уроке учительница прежде всего спросила детей, готовы ли они к контрольной. «Да, сказал один. Я прочитал параграф». «Да, сказал другой, я выучил все даты и имена». «Да, сказал третий, я прочитал параграф, выписал для себя важную информацию, выучил имена и даты». Выслушав их, учительница вздохнула: «Все вы в прошлый раз сказали, что вам все понятно. Все вы сегодня говорите о том, что приготовились к контрольной. Но готовы к ней не все.
Проблема 5 «Вы собрались в школу и хотите взять с собой следующие вещи: чипсы, деньги, бутерброд, яблоко, бутылку воды, мячик, домашнюю работу, дневник. Однако в портфель помещаются только три вещи, и вам нужно сообща решить, что из перечисленных предметов вы возьмете с собой».