Нарушевич Андрей Георгиевич, кандидат филологических наук, заведующий кафедрой русского языка ТГПИ имени А.П. Чехова
Композиция сочинения
формулировка проблемы Вступление комментарий авторская позиция моя позиция аргументы Основная часть подведение итогов Заключение
Требования к вступлению Во-первых, оно не должно быть очень большим, поскольку небольшой объем работы не предполагает обширного вступления. Во-вторых, вступление должно быть органично связано с основным текстом сочинения не только по содержанию, но и по эмоциональному настрою, использованию средств выразительности. В-третьих, следует учитывать, что основная цель вступления – подвести к формулировке проблемы.
1. Приведите общие сведения о рассматриваемой проблеме Развитие человеческой цивилизации уже давно перешагнуло тот рубеж, за которым осталось гармоничное сосуществование природы и человека. Сегодня, когда загрязняются вода и воздух, пересыхают реки, исчезают леса, гибнут животные, люди с тревогой смотрят в будущее и все чаще задумываются о трагических последствиях своей деятельности. Текст В. Пескова также посвящен проблеме экологии…
2. Сошлитесь на авторитетное мнение по вопросу, близкому к обсуждаемой проблеме Как говорят психологи, общее впечатление о человеке при первом знакомстве с ним складывается всего за несколько минут, причем зависит оно в основном от внешнего вида, манеры одеваться, мимики и т.п. Однако всегда ли можно доверять своему первому впечатлению? Этот вопрос волнует автора данного текста.
3. Обратитесь к читателю, вызовите в его памяти определенные жизненные ситуации, связанные с проблемой текста Кто же из нас не слышал красивых слов, произнесенных в торжественных ситуациях и обращенных к победителям конкурсов, соревнований, юбилярам, ветеранам Великой Отечественной войны? Думаю, слушая эти «гладкие» речи, многие задумывались над искренностью, правдивостью сказанного. Почему же некоторые официальные поздравления могут вызвать не радость, а обиду? Над этой проблемой заставляет задуматься текст Ф. Вигдоровой.
4. Заинтригуйте читателя, создайте состояние напряженного ожидания Задумывались ли вы о том, что современный человек может попасть в Древнюю Грецию, увидеть быт Киевской Руси, оказаться в средневековом Китае?.. Более того, каждый из нас в мгновение ока может перенестись в любое время и в любое место! Для этого достаточно обратиться к книгам. Необходимо только найти нужную книгу, которая откроет дверь в удивительный мир, полный тайн, приключений и потрясающих открытий. Как же сделать правильный выбор? Над этим вопросом и размышляет Л. Лазарев, обращаясь к проблеме выбора книг для чтения.
5. Создайте эмоциональный настрой, постарайтесь вызвать определенное чувство Как прекрасен русский язык! Как много в нем слов, способных выразить самую глубокую мысль или любой оттенок чувства! Почему же порой, когда человек берет лист бумаги или садится к компьютеру, в его голове возникают только скучные, шаблонные фразы? В чем причина появления штампов в нашей речи? Эта проблема волнует каждого, кто по-настоящему требовательно относится к самому себе, к своей речевой культуре.
6. Опишите чувства, мысли, впечатления, которые возникли у вас после чтения текста Прочитал текст и задумался… Два камня… Две судьбы… Две разные жизненные дороги. Один, оставшись на берегу, в уютной заводи, ощущает себя героем, другой, познавший шторма и бури, остался все тем же, искренним и добрым. И что же? «Камни как камни», – скажет кто-то. Но задумайтесь, сколько же нашего, близкого, человеческого в судьбах этих камней. Используя аллегорию, автор настраивает нас на философское размышление о некоторых важных вопросах. И, пожалуй, главный из них: что же лучше – отсиживаться в тихом и уютном месте, рассказывая всем о своем героическом прошлом, или устремиться навстречу неизвестному, подвергаясь опасности, но чувствуя вкус настоящей жизни?
7. Приведите цитату из исходного текста (или другого источника), связанную с рассматриваемой проблемой «Родину, как и родителей, не выбирают…» – пишет Валентин Распутин. Действительно, для кого-то «малой родиной» станет район большого города, кто-то до конца своих дней с теплотой будет вспоминать окрестности родного села. Какими бы ни были места, в которых прошло наше детство, человек неразрывно связан с ними всю жизнь. Итак, в чем значимость «малой родины» в жизни человека? Этой проблеме посвящен текст В. Распутина.
8. Обратитесь к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям (разумеется, если они вам известны и имеют прямое отношение к проблеме) Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, литературовед и общественный деятель, в своих выступлениях и публицистических произведениях всегда заявлял, что духовная и материальная культура – это высшая ценность жизни. В приведенном тексте затрагивается проблема, выдвинутая именно Д.С. Лихачевым, – проблема экологии культуры.
9. Если ни один из предложенных ранее способов не подходит, начните сочинение с проблемного вопроса Как должен жить человек: быть самим собой или казаться более значимым, чем есть на самом деле? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
Требования к заключению Заключение должно быть коротким и энергичным; заключение должно быть логически связано с основным текстом, как и вступление, заключение должно быть выдержано в той же эмоциональной тональности, что и основная часть.
. 1. Резюмирование, повторение в обобщенной форме основной идеи текста, позиции автора Итак, А. Лиханов поднимает проблему, важную для каждого из нас, призывает сохранять детство в душе, не оставлять в прошлом радостное, по-детски непосредственное восприятие жизни. А ведь окружающий мир поистине прекрасен. Просто, взрослея, люди часто забывают об этом.
2. Риторический вопрос в конце сочинения возвращает читателя к проблеме текста, подчеркивая ее актуальность. Цивилизация дала множество благ, но она медленно губит нас. Испокон веков мы не приспосабливались к природе, а покоряли ее. Мы бесконечно изменяли и уродовали прекрасный лик планеты. Неужели человечество продолжит это бездумное уничтожение природы, а значит, и самого себя?
3. Призыв, обращение к читателю Итак, продираясь через запутанные сплетения слов, спотыкаясь о камни грамматических ошибок и мусор речевых недочетов, трудно понять, что же хотел сказать наш собеседник. «Дурную траву с поля вон», – гласит пословица. Давайте же вместе постараемся очистить поле русской речи от мусора и сорной травы!
4. Использование цитаты Подводя итоги, хочу сказать, что искусство откроет свои тайны человеку, который способен не только думать, но и чувствовать, сопереживать. Именно такой читатель, зритель или слушатель сможет познать «радость узнавания», о которой пишет автор.
Текст Ф. Кривина «Два камня»
У самого берега лежали два камня два неразлучных и давних приятеля. Целыми днями грелись они в лучах южного солнца и, казалось, счастливы были, что море шумит в стороне и не нарушает их спокойного и мирного уюта. Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море.
Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. А когда немного успокоился, нашел себе новых друзей. Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время шторма. И, ежедневно повторяя им эту историю, Камень в конце концов почувствовал себя героем. Шли годы… Под лучами жаркого солнца Камень и сам растрескался и уже почти ничем не отличался от своих друзей комьев глины.
Но вот набежавшая волна выбросила на берег блестящий Кремень, каких еще не видали в этих краях. Здравствуй, дружище ! крикнул он Растрескавшемуся Камню. Старый Камень был удивлен. Извините, я вас впервые вижу. Эх, ты! Впервые вижу! Забыл, что ли, сколько лет провели мы вместе на этом берегу, прежде чем меня унесло в море? И он рассказал своему старому другу, что ему пришлось пережить в морской пучине и как все- таки было здоров и интересно. Пошли со мной! предложил Кремень. Ты увидишь настоящую жизнь, узнаешь настоящие бури.
Но его друг, Растрескавшийся Камень, посмотрел на комья глины, которые при слове «бури» готовы были рассыпаться от страха, и сказал: Нет, это не по мне. Я и здесь прекрасно устроен. Что ж, как знаешь! Кремень вскочил на подбежавшую волну и умчался в море. Долго молчали все оставшиеся на берегу. Наконец Растрескавшийся Камень сказал: Повезло ему, вот и зазнался. Разве стоило ради него рисковать жизнью? Где же правда? Где справедливость? И комья глины согласились с ним, что справедливости в жизни нет.
Вступление Задачи: 1) Вступить в контакт с читателем; 2) подготовить к восприятию текста; 3) подвести к формулировке проблемы.
Вступление Приемы: 1) сообщение о теме; 2) сообщение об авторе; 3) цитата; 4) афоризм; 5) риторический вопрос; 6) вопросно-ответное единство; 7) риторическое восклицание; 8) именительный темы.
Формулирование проблемы Задача: Выбрать одну из рассматриваемых проблем, четко ее сформулировать. Приемы: 1) «проблема чего»; 2) вопросительное предложение. Объем: 2-3 предложения.
Вступление. Формулирование проблемы Как должен жить человек: с головой окунуться в жизнь с ее сложностями и противоречиями или прятаться от жизненных трудностей? Именно проблему выбора жизненной позиции поднимает Ф.Кривин.
Комментарий Задачи: разъяснить, охарактеризовать проблему; показать ее актуальность; объяснить интерес автора к проблеме; показать ход мыслей автора. Обязательна опора на текст! Уместно цитирование! Объем: 6-10 предложений.
Комментарий Автор прибегает к приему иносказания, обращаясь к жанру философской сказки. В олицетворенных образах камней без труда угадываются люди с противоположными взглядами на жизнь. Использованные писателем наименования также подчеркивают различие между героями. Например, слово «Кремень» имеет переносное значение –- «закаленный человек с твердым характером». В свою очередь, сочетание «Растрескавшийся камень» передает негативную оценку пассивной жизненной позиции. Нетрудно заметить, что симпатии Кривина на стороне активных людей.
Формулирование позиции автора Задачи: понять мнение автора о выделенной проблеме; четко сформулировать вывод, к которому приходит автор. Возможны небольшие цитаты! Объем: 1-3 предложения.
Позиция автора Так автор стремится донести до нас основную мысль текста: человек не должен быть равнодушным созерцателем, прячущимся от жизненных бурь. Только активная жизненная позиция, сопричастность всему, что происходит вокруг нас, делает человеческую жизнь полноценной и осмысленной.
Выражение согласия/несогласия с автором Задачи: одобрить или не одобрить позицию автора, принять или отвергнуть её; сформулировать собственную позицию, т.е. отношение к проблеме. Объем: 2-4 предложения
Моя позиция Трудно не согласиться с позицией автора. Я тоже считаю, что человек должен быть активной личностью.
Аргументация собственной позиции Задачи: подобрать не менее двух доводов, доказывающих справедливость тезиса; подкрепить доводы конкретными примерами, ссылками. Объем: 8-12 предложений.
Аргумент 1 Мою позицию подтверждает опыт русской классической литературы. Так, в романе И.А. Гончарова мы встречаем подобное противопоставление пассивного и активного образа жизни на примере Ильи Обломова и Андрея Штольца. Трагедия несостоявшейся личности главного героя романа убедительно доказывает, что человек, избегающий трудностей, рискует выпасть из жизни, не найти собственного пути.
Аргумент 2 Кроме того, осуждение пассивной жизненной позиции мы находим в сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь», главный герой которой – «умеренно-либеральный пискарь» – всю жизнь просидел в своей норе, не сделав ничего полезного. В этой сказке, как и в произведении Кривина, следует видеть не только политический подтекст, но и общечеловеческий смысл.
Вывод Задачи: 1) завершить контакт с читателем; 2) подвести итог; 3) побудить читателя к дальнейшему осмыслению проблемы.
Вывод Приемы оформления: 1) сообщение об итоге анализа текста; 2) нравственный вывод; 3) призыв; 4) риторическое восклицание; 5) цитата; 6) пожелание на будущее. Объем: 3-5 предложений.
Заключение Итак, прячась от жизни, человек никогда не станет личностью, полноценным членом общества, который способен изменить наш мир к лучшему.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!