Основы философии МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра философии Рационализм и эмпиризм второй половины XVII века
Декарт: дуалистическая версия рационализма Проблема взаимодействия субстанций Спиноза: монистическая версия рационализма Единственность субстанции Пантеизм: природа творящая и сотворённая Детерминизм Отождествление физической и логической необходимости Локк и Лейбниц: Спор о «врождённых идеях» Онтологические предпосылки рационализма и рационалистическая концепция познания «Разумность» мира как условие его познаваемости Эволюция западноевропейского рационализма Онтологический плюрализм Лейбница: учение о монадах Гносеология Лейбница: Истины разума и истины факта Онтологические предпосылки эмпиризма и эмпирическая концепция познания Телесный контакт как «передатчик» информации «Первичные» и «вторичные» качества Гносеология Локка: Идеи ощущения и идеи рефлексии Гносеология Локка: Простые и сложные идеи
Декарт: дуалистическая версия рационализма Проблема взаимодействия субстанций ДухМатерия МыслитНе мыслит ПротяжённаНепротяжён НеделимДелима Если дух и материя не имеют друг с другом ничего общего, как возможно их взаимодействие и каким образом дух может иметь идею материального тела и вообще знать что-то о материальных телах?
Проблема взаимодействия субстанций «Врождённые идеи» y = x 2 1 Бог вложил в человеческую душу идею материальной субстанции и знание об основных законах, которым она подчинена.
Проблема взаимодействия субстанций «Шишковидная железа» Лев! Бежим ! Локализуемая Декартом в мозгу шишковидная железа преобразует чувственные (физические) воздействия в мысли и мысли – в физические действия. 2
Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Арнольд Гейлинкс ( ) Пример двух часов 3 Материальные и духовные процессы согласованны, подобно тому как две пары часов показывают одно и то же время, хотя они и не взаимодействуют между собой – об этом позаботился Мудрый Часовщик.
Проблема взаимодействия субстанций Психофизический параллелизм Николя Мальбранш ( ) Видение всех вещей в Боге 3
Бенедикт Спиноза ( ) Бенедикт Спиноза Основы философии Декарта, доказанные геометрическим способом (1663) Богословско-политический трактат (1670) Этика ( ) Основные сочинения
Под атрибутом я разумею то, что ум представляет в субстанции как составляющее её сущность. Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, необходимо существует. Спиноза: монистическая версия дуализма Единственность субстанции Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема. Под субстанцией я разумею то, что существует само в себе и представляется само через себя. В природе вещей не может быть двух или более субстанций одной и той же природы, иными словами – с одним и тем же атрибутом. Определение 3 части 1 Определение 4 части 1 Теорема 5 части 1 Теорема 11 части 1 Теорема 14 части 1 1
Отсюда самым ясным образом следует, 1) что Бог един, т.е. что в природе вещей существует только одна субстанция, и эта субстанция абсолютно бесконечна; 2) что вещь протяжённая и вещь мыслящая (res extensa et res cogitans) составляют или атрибуты Бога или состояния (модусы) атрибутов Бога. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1 Королларии 1 и 2 к теореме 14 части 1 Спиноза: монистическая версия дуализма Единственность субстанции
Из необходимости божественной природы должно вытекать бесконечное множество вещей бесконечно многими способами. Бог действует единственно по законам своей природы и без чьего-либо принуждения. Бог есть имманентная причина всех вещей, а не действующая извне. Всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога не может ни существовать, ни быть представляемо. Бог есть производящая причина всех вещей, какие только могут быть представлены бесконечным разумом. Теорема 15 части 1 Теорема 16 части 1 Королларий 1 к теореме 16 части 1 Теорема 17 части 1 Теорема 18 части 1 2 Спиноза: монистическая версия дуализма Пантеизм: природа творящая и сотворённая
Под природой порождающей нам должно понимать то, что существует само по себе и представляется само через себя, иными словами, такие атрибуты субстанции, которые выражают вечную и бесконечную сущность, т.е. Бога, поскольку он рассматривается как свободная причина. А под природой порождённой я понимаю всё то, что вытекает из необходимости природы Бога, т.е. все модусы атрибутов Бога, поскольку они рассматриваются как вещи, которые существуют в Боге. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1 Схолия к теореме 29 части 1 Пантеизм (греч. παν, всё, θεός, Бог) – религиозно-философская доктрина, согласно которой Бог и мир суть одно (Бог имманентен миру), букв.: «Бог во всём» и/или «Всё божественно». Спиноза: монистическая версия дуализма Пантеизм: природа творящая и сотворённая
Вещь, которая определена к какому-либо действию, необходимо определена таким образом Богом, а сама себя определить не может. Вещи не могли быть произведены Богом никаким другим образом и ни в каком другом порядке, чем произведены. Всё, что по нашему представлению находится во власти Бога, необходимо существует. В природе вещей нет ничего случайного, но всё определено из необходимости божественной природы. Вещь, которая определена Богом к какому-либо действию, не может сама себя сделать не определённой к нему. Теорема 29 части 1 Теорема 26 части 1 Теорема 27 части 1 Теорема 33 части 1 Теорема 35 части 1 3 Спиноза: монистическая версия дуализма Детерминизм
Свободной называется такая вещь, которая существует по одной только необходимости своей собственной природы и определяется к действию только сама собой. Необходимой же или, лучше сказать, принуждённой называется такая, которая чем-либо иным определяется к существованию и действию по известному и определённому образу. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 1 Определение 7 части 1 Различие между свободой и несвободой заключается не в отсутствии и наличии детерминации (в природе вообще нет ничего недетерминированного), а лишь в различии характера этой детерминации. Спиноза: монистическая версия дуализма Детерминизм
Протяжение составляет атрибут Бога, иными словами Бог есть вещь протяжённая (res extensa). Всё, что вытекает из бесконечной природы Бога формально, в том же порядке и той же связи проистекает в Боге из его идеи объективно. Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. Мышление составляет атрибут Бога, иными словам Бог есть вещь мыслящая (res cogitans). Субстанция мыслящая и субстанция протяжённая составляют одну и ту же субстанцию, рассматриваемую под разными атрибутами. Теорема 1 части 2 Теорема 2 части 2 Схолия к теореме 7 части 2 Королларий к теореме 7 части 2 Теорема 7 части 2 Спиноза: монистическая версия дуализма Физическая и логическая необходимость
Круг, существующий в природе, и идея этого круга, находящаяся также в Боге, есть одна и та же вещь, выраженная различными атрибутами. Так что, будем ли мы представлять природу под атрибутом протяжения, или под атрибутом мышления, или под каким-либо иным атрибутом, мы во всех случаях найдём один и тот же порядок, иными словами, одну и ту же связь причин, т.е. что те же самые вещи следуют друг за другом. Б. Спиноза. «Этика». – Часть 2 Схолия к теореме 7 части 2 Спиноза: монистическая версия дуализма Физическая и логическая необходимость
Джон Локк ( ) Джон Локк Опыт о человеческом разумении (1690) Два трактата о правлении (1690) Основные сочинения
Готфрид Вильгельм Лейбниц ( ) Готфрид Вильгельм Лейбниц Новые опыты о человеческом разумении (1704) Опыты теодицеи о благости Божьей (1710) Монадология (1714) Основные сочинения
Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Основные представители Платон ( до н.э.) Р. Декарт ( ) Н. Мальбранш ( ) Кембриджские платоники: Г. Мор ( ) Р. Кедворт ( ) Нативизм (лат. nativus, врождённый) – учение о наличии в разуме врождённого знания (идей, принципов).
Модификация аргумента спонтанного согласия – аргумент дедукции. Модификация аргумента латентного знания – аргумент спонтанного согласия. Модификация аргумента всеобщего согласия – аргумент латентного знания. Спор о «врождённых идеях» Нативизм и его критика Дж. Локком Аргумент всеобщего согласия. Не существует истин, с которыми действительно были бы согласны все: даже так называемые «общеизвестные» истины неизвестны детям и идиотам. Если «латентное» знание – это знание, которым можно обладать, не сознавая этого, то такое знание невозможно. Начало рассуждения не есть то время, когда мы приходим к осознанию этих истин; если же считать доказательством врождённости самый факт согласия, придётся объявить врождёнными все истины, с которым мы соглашаемся. Менее общие истины известны раньше более общих. Аргументы нативистовКонтраргументы Локка
Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Tabula rasa (лат. чистая доска) – термин сенсуализма для обозначения состояния сознания человека, ещё не получившего внешнего чувственного опыта (например, новорождённого) и потому не располагающего какими бы то ни было знаниями.
Спор о «врождённых идеях» Принцип сенсуализма (основной вывод Локка) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Сенсуализм (от лат. sensus, чувство, ощущение) – гносеологическая доктрина, утверждающая, что чувственные ощущения являются единственным источником и основанием знания. (Сенсуализм долгое время был основной формой эмпиризма).
Спор о «врождённых идеях» Защита Лейбницем врождённого знания Никакого «всеобщего согласия» не существует. Достоверность врождённых истин основана не на всеобщем согласии. Утверждение о наличии неосознанного знания противоречиво. Неосознанное знание – вовсе не бессмыслица: например, пока не вспомним, мы не осознаём того, что знали, но забыли. Мы не можем признавать врождённым знанием всё, что считаем истинным. Разумеется, не всякое знание врождено, но следует признать врождёнными истины, не объяснимые из опыта. Знание есть результат умозаключений из данных чувственного опыта. Сами правила умозаключения не могут быть получены из опыта путём умозаключения. Аргументы ЛоккаКонтраргументы Лейбница
Спор о «врождённых идеях» Принцип рационализма (основной вывод Лейбница) Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении. Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu. Нет ничего в разуме, чего бы не было раньше в ощущении, кроме самого разума. Nihil est in intellectu, quod non fuerit in sensu, nisi intellectus ipse.
Если бы мир был неразумен (неупорядочен, незакономерен), он был бы принципиально непостижим. Если бы принципы нашего разума отличались от принципов мироустройства, мир был бы непостижим для нас. Мир познаваем лишь потому, что законы разума тождественны законам мира. Следовательно, основные законы природы разум может найти в себе самом, не обращаясь к опыту. Онтологические предпосылки рационализма «Разумность» мира как условие его познаваемости
Тезис о разумности мира Лейбниц доводит до логического предела – утверждения, что сотворённый Богом мир есть «лучший из возможных». Это утверждение Лейбница будет попросту высмеяно Вольтером в его философской повести «Кандид, или Оптимизм» (1758).
Р. Декарт Р. Спиноза Г. Лейбниц Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Дуализм Монизм Плюрализм ДухМатерия Бог, или Природа МОНАДЫ
Онтологические предпосылки рационализма Эволюция западноевропейского рационализма Монизм (от греч. μόνος, один, единственный ) – онтологическая позиция, признающая единство мира, т.е. принципиальную сводимость всех его объектов (явлений) к единой субстанциальной основе. Плюрализм (от лат. pluralis, множественный) – онтологическая позиция, признающая наличие в мире множества принципиально независимых (несводимых друг к другу) первоначал (субстанций). Дуализм (от лат. dualis, двойственный) – разновидность плюрализма, ограничивающая число независимых первосущностей мира двумя (обычно такими первоначалами признаются материальное и духовное).
Эти простые сущности (монады) не могут возникать или исчезать иначе, как «разом» – в результате творения или уничтожения. Монад – бесконечное множество, и все они разные: одинаковые монады были бы тождественны, т.е. составляли бы одну сущность. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология) Монады непрерывно изменяются, причём эти изменения исходят из внутреннего принципа, так как ничто внешнее на монаду не влияет. В основе мира должны лежать простые сущности (субстанции), так как всё сложное состоит из простого. Монады вообще не доступны никакому внешнему воздействию («не имеют окон»). 1
Преходящее состояние, которое представляет собой множество в едином есть не что иное, как восприятие (перцепция). Этот мир – один и тот же во всех монадах («лучший из возможных»), но воспринимается по-разному. Онтологические предпосылки рационализма Онтологический плюрализм Лейбница (монадология) Этим различием перцепций, а также уровнем апперцепции (осознания перцепций) монады и отличаются друг от друга. Следовательно, в монадах – при всей их простоте – содержится «многоразличие». Монады, таким образом, идеальны, причём каждая содержит в себе весь мир, являясь «живым зеркалом универсума». 2
Рационалистическая концепция познания Истины разума и истины факта Истины разума – положения, принимаемые за истинные на основании логического закона [запрета] противоречия: их отрицание ведёт к противоречию; называются также вечными истинами, так как, в отличие от истин факта, верны всегда (при любых условиях). Истины факта – положения, отрицание которых не заключает в себе никакого противоречия, верные при одних условиях и неверные при других; принимаются за истинные лишь при достаточном основании (логический закон достаточного основания). Сумма углов треугольника равна двум прямым. На крыльце сидит собачка с маленькой бородкой.
Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Первое причинно-следственное отношение связывает материальные объекты и в этом смысле материально. Второе причинно-следственное отношение связывает психические состояния и в этом смысле идеально.
Онтологические предпосылки эмпиризма Телесный контакт как «передатчик» информации Внешние вещи органы чувств, ощущения, воздействуют на производя идеи. оставляющие в душе следы – Ключевое значение для теории познания эмпиризма имеет утверждение, что изменения ощущений сигнализируют (информируют) об изменении вещей. Но онтологически вопрос об отношении телесного к психическому (материального к идеальному) остаётся открытым.
Протяжённость, форма, плотность, подвижность Цвет, звук, вкус, запах, тепло Онтологические предпосылки эмпиризма «Первичные» и «вторичные» качества Первичные качества – качества, идеи которых сходны с самими качествами тел. Вторичные качества – качества, идеи которых отличаются от породивших их форм. принадлежат самим телам. находятся в наших органах чувств.
Все идеи получаются из опыта. Одни идеи получаются из ощущения внешних предметов. Другие идеи получаются из рефлексии над внутренними действиями нашего ума. Эмпирическая концепция познания Идеи ощущения и идеи рефлексии
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Простые идеи ум получает от ощущения или рефлексии, оставаясь при этом пассивным. Сложные идеи ум образует путём соединения нескольких простых идей в одну сложную. Идеи отношений ум образует путём сопоставления двух идей (простых и/или сложных). Общие идеи ум образует путём абстрагирования, т.е. обособления идей от всех других идей, сопутствующих им в действительности. Пассивное состояние умаАктивная работа ума
Эмпирическая концепция познания Простые и сложные идеи Сложные идеи СубстанцииМодусыОтношения Сложные идеи, обозначающие свойства субстанций или нечто, зависящее от них. Сложные идеи, представляющие самостоятельно существующие вещи. Сложные идеи, получаемые при сопоставлении одной идеи с другой.
Вопросы?