Т ЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ ПЕДАГОГА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ РАЗРАБОТЧИК Т.В.ПАЛИЕВА
ПЛАН: 1. Понятие «девиантное поведение», его признаки. 2.Виды отклоняющегося поведения и формы его проявления. 3.Причины, вызывающие девиантное поведение. 4.Технология коррекционно- воспитательной работы с подростками.
Девиантное, или «отклоняющееся» поведение (deviatio – по-латински «отклонение»)
ОСНОВОПОЛОЖНИК ДЕВИАНТОЛОГИИ Эмиль Дюркгейм
В психологии и педагогике девиантным поведением называют поступки и действия человека, не соответствующие нормам данного общества. В социологии и правоведении девиантностью считают социальное явление, которое выражается в относительно массовых и устойчивых формах человеческой деятельности, не соответствующих общественным нормам. В психиатрии девиантность понимается как предболезненное состояние личности, как расстройство поведения, не достигшее в силу разных причин патологии, имеющейся при психических расстройствах и заболеваниях.
Девиантное поведение – устойчивое поведение личности, отклоняющееся от наиболее важных социальных норм, причиняющее реальный ущерб обществу или самой личности, а также сопровождающееся ее социально- психологической дезадаптацией
НОРМА Норма (по В.Д. Менделевичу) – это эталон поведения, следование личности принятым в данном сообществе в данное время нравственным требованиям. Социальная норма (по Ю.А. Клейбергу) – это совокупность требований и ожиданий, которую предъявляет социальная общность (группа, организация, класс, общество) к своим членам с целью регуляции отношений.
ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ: Духовно-нравственные Морально-этические Правовые Организационно- профессиональные Эстетические
КРИТЕРИИ НОРМАЛЬНОСТИ: субъективная удовлетворенность полоролевая идентичность целостность, приобретаемая в период длительной социализации автономность адекватность восприятия реальности толерантность к фрустрации устойчивость к стрессу социальная адаптация оптимальное самоутверждение
ПРИЗНАКИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: поведение деструктивно («энергия разрушения» направлена на окружающих) или аутодеструктивно («энергия разрушения» направлена на собственную личность); является стойко повторяющимся – многократным или длительным; согласуется с общей направленностью личности, то есть проявляется в повседневной жизни, а не вследствие нестандартных ситуаций – болезни, психотравмы или самообороны; рассматривается в пределах медицинской нормы; имеет выраженное индивидуальное и половозрастное своеобразие (индивидуальные различия затрагивают мотивы и формы поведения, динамику, частоту и степень выраженности девиантности); сопровождается различными проявлениями социально- психологической дезадаптации.
ВИДЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ: Антисоциальное (делинквентное) поведение – противоречащее правовым нормам, угрожающее общественному порядку и благополучию окружающих. Асоциальное поведение – уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм, угрожающее благополучию межличностных отношений. Сюда относят проявления агрессии, аморальное поведение, бродяжничество, проституцию и т.п. Аутодеструктивное (саморазрушающее) поведение – угрожающее целостности и развитию личности. Имеются в виду различные зависимости и суицидальное поведение.
АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (ДЕСТРУКТИВНОЕ) Агрессия – тенденция (стремление), проявляющаяся в реальном поведении или фантазировании, с целью подчинить себе других либо доминировать над ними. Ведущие признаки агрессивного поведения: - выраженное стремление к доминированию над людьми и использованию их в своих целях; - тенденция к разрушению; - направленность на причинение вреда окружающим людям; - склонность к насилию (причинению боли).
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ (противоправное, антиобщественное) поведение действия конкретной личности, отклоняющиеся от установленных в данном обществе и в данное время законов, угрожающие благополучию других людей или социальному порядку и уголовно наказуемые в крайних своих проявлениях. Делинквентная личность (делинквент) – личность, проявляющая противозаконное поведение. Деликты – противозаконные действия.
ДЕЛИНКВЕНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Правонарушение – несоблюдение правил поведения, установленных законом и другими нормативными актами. Проступки – малозначительные правонарушения, не представляющие большой общественной опасности и влекущих за собой применение мер дисциплинарного или общественного воздействия. Преступление – опасное для общества действие или бездействие, за которое в качестве наказания законодательством предусматривается уголовная ответствен наступающая с 16 лет, а за особо опасные преступления с 14 лет.
АДДИКТИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Зависимость (аддикция) – чрезмерная привязанность к чему- либо. Формы зависимого поведения: химическая зависимость (курение, токсикомания, наркозависимость, лекарственная зависимость, алкогольная зависимость); нарушения пищевого поведения (булимия, анорексия); гэмблинг или лудомания игровая зависимость (компьютерная зависимость, азартные игры); сексуальные аддикции; религиозное деструктивное поведение (религиозный фанатизм, вовлеченность в секту).
Негативные последствия зависимого поведения личности: - утрата работоспособности; - конфликты с окружающими; - совершение преступлений.
СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ Самоубийство, суицид (лат. «себя убивать») это умышленное лишение себя жизни Суицидальное поведение осознанные действия, направляемые представлениями о лишении себя жизни. В структуре рассматриваемого поведения выделяют: собственно суицидальные действия; суицидальные проявления (мысли, намерения, чувства, высказывания, намеки).
СУИЦИД Суицидальная попытка это целенаправленное оперирование средствами лишения себя жизни, не закончившееся смертью. Завершенный суицид действия, завершенные летальным исходом. Суицидальные проявления включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, а также суицидальные тенденции, среди которых можно выделить замыслы и намерения. Суицидальные замыслы это более активная форма проявления суицидальности. Период от возникновения суицидальных мыслей до попыток их реализации называется пресуицидом.
Суициды делятся на три основные группы: Истинный суицид Демонстративный суицид (или парасуицид) Скрытый суицид (косвенное самоубийство)
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ биологические, личностные, социальные семейные.
ПРОФИЛАКТИКА ВКЛЮЧАЕТ: 1) предупреждение противоправного поведения ; 2) педагогическую поддержку; 3) коррекцию.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ Информирование Программы формирования жизненных навыков и личностного роста Обучение противостоянию негативным социальным влияниям Альтернативная деятельность Укрепление здоровья Программы психологической коррекции эмоциональных нарушений Семейная профилактика девиантного поведения Коррекционно-развивающие программы школьной дезадаптации Создание сети социальной поддержки для подростков и их родителей
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ