«Современный урок как основа эффективного и качественного образования» Тема педсовета:
Цель: · определение основных критериев современного урока; · повышение интереса педагогов к современным технологиям ; · осознание необходимости повышения уровня самообразования.
« УРОК – ЭТО ЗЕРКАЛО ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ, МЕРИЛО ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОГАТСТВА, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КРУГОЗОРА, ЭРУДИЦИИ» В.А. Сухомлинский
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ «Поурочный план учителя, который работает творчески, - это максимальное предвидение того, что должно быть, и того, что может возникнуть на уроке»
Критерии урокаТрадиционный урокСовременный урок Цель урока формирование ЗУН, передача готовых знаний развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления индивидуальных особенностей учащихся Ориентация на… результат деятельности (оценка играет основную роль) процесс деятельности и приобретение компетентностей Деятельность учеников носит в основном репродуктивный характер носит в основном поисково-исследовательский характер Роль учителя Преобладает целевая установка на деятельность учителя (опросить, объяснить, закрепить и т.д.), деятельность обучающихся предполагается, но редко включается даже в план урока. Активность преподавателя превышает активность учеников. Учитель играет роль организатора, стимулятора, активность детей превышает активность учителя Мотивация Отсутствие приемов мотивации Поэтапная мотивация учебной деятельности на протяжении всего урока Отбор учебного материала Учитель обрабатывает материал, предусмотренный учебником на данный урок, иногда даже не сверяя с требованиями программы Привлекается учебный материал из различных информационных источников Приёмы и способы активизации познавательной деятельности Приемы познавательной деятельности не комментируются и не осознаются, дети не понимают суть приемов интеллектуальной работы (анализа, синтеза, сравнения, обобщения) Однообразие способов активизации познавательной деятельности детей, даются самые общие рекомендации «работать», «быть внимательными» и т.д. Подчеркиваются приемы познавательной деятельности, дети учатся приемам алгоритмизации своей деятельности, учатся анализу, синтезу и другим приемам мыслительной деятельности. Способы активизации познавательной деятельности уч-ся разнообразные: проблемное обучение, интерактивные приемы, «ситуация успеха» и т.д. На кого направлена работа на уроке Ориентация на среднего ученика и средний темп работы. Активно работают учитель и ученик у доски, остальные дети пассивно дублируют записи с доски. Обеспечивается разноуровневая деятельность учеников с правом выбора вариантов, уровня сложности и формы оформления работы. Субъекто – объектая позиция учителя и ученика на уроке Учитель – субъект, ученик – объект учебной деятельности Учитель, ученик – субъекты учебной деятельности, партнерство и сотрудничество учителя и ученика.
Критерии эффективности современного урока Обучение через открытие. Самоопределение обучаемого при выполнении той или иной образовательной деятельности. Наличие дискуссий, характеризующихся различными точками зрения по изучаемым. вопросам, сопоставлением их, поиском за счет обсуждения истинной точки зрения. Развитие личности. Способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом. Демократичность, открытость. Осознание учеником деятельности: того как, каким способом получен результат, какие при этом встречались затруднения, как они были устранены, и что чувствовал ученик при этом. Моделирование жизненно важных профессиональных затруднений в образовательном пространстве и поиск путей их решения. Ученик испытывает радость от преодоленной трудности учения, будь то: задача, пример, правило, закон, теорема или - выведенное самостоятельно понятие. Педагог ведет учащегося по пути субъективного открытия, он управляет проблемно – поисковой или исследовательской деятельностью ученика.
РЕФЛЕКСИЯ На листе бумаги обведите свою ладошку. Каждый палец – это какая то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение: большой – для меня это важно и интересно … указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно (не интересно)… безымянный – меня эта проблема не интересует… мизинец - для меня этого было недостаточно… Заштрихуйте тот палец, который соответствует Вашей позиции.
Источник шаблона шаблонов PowerPoint, анимированных картинок, фоновых изображений и видеороликов для загрузки Картинки с сайта: powerpoint4you.ru/kartinki-dlya pre