Системно - деятельностный подход как технологическая основа ФГОС
Прошли столетия, прежде чем в педагогике сформировалось понимание того, что передавать молодому поколению надо не только и не столько знания, умения и навыки, сколько способы действия и систему ценностей, которые не могут формироваться иначе, как через приобретенный детьми в процессе обучения опыт собственный деятельности. Поэтому главная цель педагогической деятельности заключается в развитии самодеятельности ученика, благодаря которой он станет успешным распорядителем своей судьбы, продолжит непрерывное образование в течение всей своей жизни.
Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения (методики) Ради чего учить? ценности образования (цель) Чему учить? обновление содержания Системно - деятельностный подход Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СПОСОБОВ ДЕЙСТВИЙ Вектор смещения акцентов нового стандарта
Целью системно - деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности : ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. Структурная « единица » учебной деятельности : ее полный замкнутый цикл : дети – самостоятельно или с помощью учителя – обнаруживают и исследуют предмет деятельности, преобразуют его, частично – запоминают. ФГОС : I. Общие положения. п. 7
Учебным действием является лишь то действие, которое «цепляет» ум ученика
Примеры учебной деятельности Игры и эксперименты ( со звуками и буквами, словами, грамматическими структурами, текстами ); работа с учебными моделями ( слова, устные высказывания, тексты ); наблюдения, обсуждения, описание и анализ ( слова и конструкции, текста ; особенности их построения и употребления ; порядок действий ); группировка, упорядочивание, маркировка, классификация, сравнение ; преобразование и создание ( списки слов, тексты, памятки, плакаты и т. д.); ежедневное чтение ( вслух и про себя ) и письмо ( списывание, письмо под диктовку, ведение дневников, творческие работы и т. д.).
Для правки структуры щелкните мышью Второй уровень структуры Третий уровень структуры Четвертый уровень структуры Пятый уровень структуры Шестой уровень структуры Седьмой уровень структуры Восьмой уровень структуры Девятый уровень структурыОбразец текста Второй уровень Третий уровень Четвертый уровень Пятый уровень Задача учителя не передача знаний, а управление учебной деятельностью. Конечной целью обучения является формирование способов действия. Задачей обучаемого является обучение умению осуществлять деятельность или выполнять действия и операции, с помощью которых она реализуется. Способы действия могут быть сформированы только в результате деятельности, которую, если она специально организуется, называют учебной деятельностью.
Знать – значит не просто помнить определенные знания, а выполнять определенную деятельность, связанную с этими знаниями.
) уроки изучения нового материала, включающие вводный урок; 2) уроки совершенствования знаний, умений и навыков, включающие уроки закрепления знаний, формирования умений и навыков, уроки обобщения и систематизации знаний, уроки целевого применения усвоенного и др.; 3) комбинированные уроки, куда входят основные виды всех четырех типов; 4) уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков. Типы и содержание уроков :
Урок изучения нового материала Главное содержание урока – изучение нового материала. Основная дидактическая цель данного урока – добиться, чтобы учащиеся полностью овладели новым материалом. Основные задачи : усвоение не только новых понятий, но и способов действия, формирование системы знаний и способов самостоятельной поисковой деятельности.
I компонент. Актуализация знаний наряду с воспроизведением ранее изученного предполагает и установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
II компонент. Формирование новых знаний и способов действия Второй компонент общедидактической структуры урока предполагает раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся.
III компонент. Применение знаний и формирование умений и навыков Третий компонент дидактической структуры обеспечивает обобщение и систематизацию знаний и формирование рациональных способов применения их на практике.
Особенности уроков развивающего обучения : Усвоение знаний не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ученика, развитие его личности в целом ; ученик работает не в зоне своего актуального развития, а в зоне своего ближайшего развития, где он способен решать и новые учебные задачи, в том числе и такие, которых раньше он решать не мог ; усвоение системных знаний и обобщенных способов их применения основано на поисково - исследовательской деятельности учащихся, организатором которой является учитель ; усваивается не просто сумма знаний, а определенная система понятий и рациональные приемы оперирования этими понятиями как важное средство формирования понятийного мышления и развития познавательных и творческих способностей учащихся.
Особенности уроков развивающего обучения : цель учебной деятельности формулируется учителем вместе с учащимися, которые принимают ее на себя. В связи с этим возникает необходимость создания таких проблемных ( учебных ) ситуаций, в которых учащиеся обнаруживают дефицит своих знаний и желание активно преодолевать возникающие противоречия в процессе учебной деятельности ( самостоятельно или при незначительной помощи учителя ); важным видом учебной деятельности на уроке является моделирование усваиваемой информации, сочетание слова и наглядности на разных этапах урока.
Базовые технологии ФГОС Информационные и коммуникативные технологии ( коммуникация – общение ); технология, основанная на создании учебной ситуации ( решение практических задач, значимых для изучения окружающего мира ); технология, основанная на реализации проектной деятельности ; технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.
Методы изучения учебного материала Все методы окажутся эффективными только в том случае, если вызовут напряженную мыслительную работу ученика, направленную на решение познавательных и практических задач. При любом методе работу нужно строить таким образом, чтобы у детей возникали познавательные вопросы, которые требуют самостоятельного осмысления материала, выводов, обобщений и проверки их на практике.
Не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны, мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать, – вот технологическая основа СДП. Г. А. Цукерман, доктор псих. наук
Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда.
Источники информации Сухов. В. П. Инновационное обучение в школе - системно - деятельностный подход //
Портрет ( модель ) выпускника основной школы любящий свой край и свою Родину, знающий свой родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции ; осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества ; активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества ; умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике ; социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьей, обществом, Отечеством ; уважающий других людей ; умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов ; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни ; ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека.