В МБОУ «ТУКАЕВСКАЯ СОШ» АЛЕКСАНДРОВСКОГО РАЙОНА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ АВТОР: ЗАМ. ДИРЕКТОРА ПО УВР ДИБАЕВА С.Р. Организация исследовательской деятельности учащихся
Высказывание об исследовательской деятельности Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе. А.Н. Колмогоров
Цель организации исследовательской деятельности в условиях школьного(дополнительного) образования: создание условий для личностного развития учащихся, повышения их образовательного и общекультурного уровня. Задачи, которые решаются при организации исследовательской деятельности учащихся: 1. Формирование исследовательских умений и навыков. 2. Формирование и развитие исследовательского стиля мышления и научного мировоззрения в целом.
МОТИВАЦИЯ УЧАЩИХСЯ: ОСОЗНАНИЕ СВОЕЙ ЗНАЧИМОСТИ; ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ НАУЧНОЙ И ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ; ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ В НАУЧНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТАХ; АДАПТАЦИЯ ШКОЛЬНИКОВ К ОСОБЕННОСТЯМ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ(СНИЖЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БАРЬЕРА В СИСТЕМЕ «ШКОЛА – ВУЗ».
ТРУДНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ слабое владение методологией научного исследования, недостаток методической, специальной литературы; недостаток специального оборудования большая загруженность учащихся, отсутствие времени; Боязнь учащихся и педагогов несвойственной им научной деятельности; наукообразие в образовательном процессе, т.е. оторванное от жизни знание…
Общие требования (критерии) к исследовательской работе: актуальность темы; новизна научной работы; органическая связь теории и школьной практики; в случае, если работа носит опытный характер, она должна быть теоретически обоснована; оригинальность методов решения задачи, исследования; научное и практическое значение результатов работы; достоверность результатов; уровень проработанности исследования; эрудированность автора в рассматриваемой области.
Основные этапы исследования Постановка проблемы Изучение теории Подбор методик исследования Сбор собственного материала Научные комментарии Практическое овладение методиками исследования Анализ и обобщение собранного материала Собственные выводы
Исследовательская деятельность учащихся деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с неизвестным заранее решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере.
Исследовательская деятельность в нашей школе В нашей школе исследовательская деятельность учащихся организована с 2008 года в связи с организацией лесоводческой бригады, которая в 2011 году реорганизована в школьное лесничество, и основу его составляют учащиеся, тематика исследований которых связана с различными темами.
Природа и мы
Календарные срокиЭтапы организации исследовательской деятельности учащихся нашей школы СентябрьВовлечение учащихся в исследовательскую деятельность; представление списка примерных тем; определение темы учащимися, с учётом личного интереса ОктябрьОтбор литературы; планирование работы; изучение теоретической основы НоябрьЭкспериментальная (исследовательская) деятельность ДекабрьОбсуждение первичных результатов; круглый стол, коррекция результатов ЯнварьРабота по усовершенствованию исследовательской работы; дополнительные исследования ФевральПодведение итогов исследования; оформление; тезисное изложение работы МартЗащита работы в различных мероприятиях; определение победителей и лауреатов на школьном уровне АпрельРекомендованные работы на районный конкурс исследовательских работ МайПодведение итогов; чествование победителей, награждение
Основные формы представления материала реферат (творческая работа, написанная на основе нескольких источников, предполагающая выполнение задачи сбора и представления максимально полной информации по избранной теме); учебное исследование (его главной целью является развитие личности, а не получение объективно нового результата, приобретение учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, активизация личностной позиции учащихся); проект (творческая работа связанна с планированием, достижением и описанием определенного результата - построением установки, нахождением какого-либо объекта и т.д.)
Модели защиты Классическая модель защиты основывается на устном выступлении с непременным отражением главных исследовательских аспектов разработки темы: актуальность и новизна исследования; характеристика использованных источников и литературы; характеристика основных научных подходов к решению проблемы; обоснование выбора методов исследования; основные выводы по содержанию работы. Творческая модель защиты предполагает: оформление стенда с документами и иллюстративными материалами по заявленной теме, их комментарий; демонстрация видеозаписей, слайдов, прослушивание аудиозаписей, подготовленных в процессе исследования; оригинальное представление фрагмента основной части исследования; выводы по работе.
Участие юных исследователей в конкурсах Важным этапом в осмыслении первых успешных шагов в работе школьного лесничества является участие юных исследователей в школьных и районных, а так же областных мероприятиях по защите избранных тем. Например, участвуя в акции «Я – гражданин России» в 2008, 2009, 2011 году юные исследователи заняли 1 место на районном уровне В прошедшем учебном году наши учащиеся первый раз участвовали в 5 областном слете «Школьное лесничество Оренбуржья» и заняли 5 место среди 28 команд
Практическая деятельность Посажено: Дуб – 4 га Сосна – 12,3га Вишня – 2,1 га Сбор семян: Береза, канадский клен
Наши достижения место в акции «Я – гражданин России» на районном этапе, поощрение на областном этапе 2008/2009 уч.год 1 место в акции «Я – гражданин России» на районном этапе, поощрение на областном этапе 2010/2011 уч.год 1 место в акции «Я – гражданин России» на районном этапе 2011/2012 уч.год 5 место в областном слете «Школьное лесничество Оренбуржья»
Семинар «Итоги исследовательской деятельности»
Конечный продукт исследовательской деятельности Охрана и приумножение Тукаевского леса Охрана памятников природы областного значения «Тукаевский липняк» Начался организационный этап по созданию «энциклопедии «Тукаевский лес», состоящей из двух разделов «Фауна» и «Флора».
Источники информации В подготовке презентации использованы Материалы сайта «Социальная сеть работников образования.pptx» Материалы директора школы Узякова И.А., заместителя директора по ВП и ГВ Дибаева А.А., заместителя директора по ВР Даутова А. Б.