МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» Исторический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Социальное развитие Сибири: проблемы переходного периода» Направление подготовки: «Регионоведение России» Профиль подготовки: «Сибирский регион в России и мире» Квалификация (степень) выпускника: Магистр Форма обучения: очная Курс: 1 Семестр: 2 Томск 2012 © Д.В. Хаминов, 2012
Автор рабочей программы учебной дисциплины Кандидат исторических наук, доцент кафедр Современной отечественной истории Исторического факультета Национального исследовательского Томского государственного университета Дмитрий Викторович ХАМИНОВ
Цели и задачи освоения учебной дисциплины Социальное региональное развитие, как особая составляющая жизни всего российского государства, представляет собой совокупность экономических, социальных, политических и духовных процессов, развертывающихся в отдельных регионах страны на определенных исторических этапах. В данном курсе с общественно - исторической точки зрения рассматриваются основные тенденции социального развития сибирского региона в переходные периоды российской истории за последние два десятилетия и на современном этапе, то есть в конце х гг. – х гг. Исходя из этого, цель освоения дисциплины заключается в формировании у обучающихся комплексных и разносторонних знаний и представлений о прошлом и современном состоянии социального развития Сибири в переходный период конца х – начала х гг. как специфического региона Российской Федерации. Корреспондирующей этой цели, выступает и цель научить магистрантов применять полученные ими знания при исследовании современного социально - экономического состояния сибирского региона, а также прогнозирования его будущего развития. В данном курсе, с точки зрения регионального фактора ( на примере Сибири ), ставятся следующие задачи : рассмотреть в ретроспективном аспекте исторические предпосылки, обусловившие современное социальное развитие сибирского региона ; раскрыть сущность и динамику социальных процессов, происходящих в сибирских субъектах Российской Федерации в переходный период ; проанализировать территориальное неравенство в социальном развитии сибирского региона и выявить факторы и причины, обуславливающие это неравенство ; выявить основные проблемы, имеющиеся на современном этапе социального развития Сибири ; определить важнейшие векторы дальнейшего поступательного развития сибирского региона в его социальном аспекте.
Место учебной дисциплины в структуре магистратуры Учебная дисциплина « Социальное развитие Сибири : проблемы переходного периода » входит в блок « Сибирь » вариативной части профессионального цикла дисциплин учебного плана подготовки магистра по направлению « Регионоведение России » ( профиль подготовки « Сибирский регион в России и мире »). Номер дисциплины в учебном плане – М Для успешного освоения данной учебной дисциплины, магистрантам необходим комплекс знаний и компетенции, полученные ими ранее в результате освоения дисциплин программы подготовки бакалавра : « История России », « Всеобщая история », « Политология », « Социология ».
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Настоящая дисциплина способствует формированию у магистрантов следующих компетенций, предус - мотренных ФГОС -3 по направлению ВПО – « Регионоведение России »; профилем подготовки « Сибирский регион в России и мире »
Структура учебной дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы. Общий объем дисциплины – 108 часов. Из них : Аудиторные занятия – 20 часов В том числе : лекции – 4 часа ; практические ( семинарские ) занятия – 16 часов Объем занятий в интерактивной форме – 10 часов. Самостоятельная работа студентов – 88 часов.
Внутрисеместровый контроль проводится в виде : устных и письменных экспресс - опросов ; контрольных работ ; тестирования ; эссе и докладов ; написания рефератов. По итогам изучения дисциплины, магистранты разрабатывают и защищают групповые проекты, по определенной ими заранее теме.
Образовательные технологии В настоящей дисциплине применяется как традиционная академическая методика обзорных лекций по ключевым проблемным вопросам курса, так и активные формы проведения занятий, а также интерактивные технологии. Для достижения планируемых результатов обучения, в дисциплине используются такие образовательные технологии как : групповая проектная технология ; технология CASE-STUDY ( метод конкретных ситуаций, метод ситуационного анализа ); дебаты ; самостоятельная работа студента ( СРС ).
Самостоятельная работа обучающихся В данном курсе самостоятельная работа обучающегося заключается в следующем : подготовка к семинарским занятиям ; выполнение контрольных работ ; работа по отбору источников и литературы по темам реферата ; анализ опубликованных данных ; оформление текстов реферата ; подготовка к дебатам ; подготовка к групповому проекту ;
Возможные темы магистерских диссертаций в рамках учебной дисциплины 1. Содержание и сущность государственной и региональной социальной политики в субъектах Федерации ( на примере Сибири ). 2. Демографические аспекты развития сибирских регионов в е – е гг. 3. Комплексные механизмы регулирования и решения социальных проблем в сибирском регионе ( на примере сибирского субъекта Федерации ).
Материально - техническое обеспечение дисциплины Для успешного освоения дисциплины « Сибирский регион : политические институты, правовое поле и группы влияния » применяется следующее материально - техническое обеспечение : для занятий средствами мультимедийной оргтехники – персональный компьютер ( ноутбук ), проектор, экран, телевизор с целью ознакомления с обширным материалом для презентаций. Демонстрационное оборудование : компьютер, проектор. Авторский комплект компьютерных презентаций. Интерактивная доска.
Благодарим за внимание !