Педагог в инклюзивном образовании из опыта работы НОУ школы «Аврора» Директор – Дегтярёва Л.И. Докладчик: К.п.н., доцент кафедры корр. педагогики и спец. психологии НИПКиПРО Петрова Елена Эмировна
Инициатива обучения детей с ОВЗ в общеобразовательной среде, принадлежит родителям Но, ключевую роль в реализации инклюзивного образования играют учителя
Согласно мнению большинства специалистов, успех инклюзии во многом зависит от комплекса педагогических и психологических ресурсов. В их числе: профессиональная компетентность инклюзивных педагогов; реорганизация системы подготовки и профессионального сопровождения педагогических кадров; формирование позитивного отношения к феномену инвалидности у педагогов и детей с нормативным развитием; изменение структуры учебных планов и пространства в классе с целью удовлетворения потребностей всех категорий детей.
На практике, результаты опроса педагогов показали, что учитель в ситуации необходимости работы с «особым» ребёнком, чаще всего испытывает следующее: -Чувство беспомощности; -Острую недостаточность знаний; -Профессиональную некомпетентность; -Отсутствие (недостаточность) поддержки; -Эмоциональное истощение и т.д. Т.е., обучение детей с ОВЗ, несомненно представляет собой большую сложность для учителей, изначально подготовленных для работы в общеобразовательных классах
Главная проблема при смешении учащихся в классе – это различия в потенциальных возможностях, которые в значительной степени влияют на процесс обучения всего класса Успешная инклюзия учащихся с ОВЗ в общеобразовательные классы требует большого разнообразия способов поддержки именно от педагога (а это качественно новый уровень требований к личности педагога, к его профессионализму)
В результате, у большинства учителей возникает нейтральное или негативное отношение к инклюзии детей с ОВЗ в систему общего образования Ни одно исследование не выявило абсолютно положительных результатов
Мало того, зачастую, отношение учителей к инклюзии зависит от того, какой вид нарушения развития имеют учащиеся Например: Педагоги демонстрируют достаточно высокую степень принятия учащихся с физической инвалидностью (и даже с интеллектуальной недостаточностью) и меньшую – в случае наличия у детей поведенческих / эмоциональных расстройств
В НОУ «Аврора» работают как штатные педагоги, так и совместители из других ОУ. Выяснилось, что те педагоги, которые проходили обучение на различных курсах повышения квалификации, более положительно относятся к инклюзии на всех параметрах образовательной среды Причём, обучение проводилось как по программам общего профессионального психолого-педагогического образования, так и по программам подготовки специальных (коррекционных) педагогов и психологов
Анализ промежуточных результатов эффективности деятельности НОУ «Аврора» в рамках инклюзивного образования, позволил определить факторы, снижающие риск возможных негативных тенденций со стороны коллектива педагогов:
1. Организация системы непрерывного повышения квалификации педагогов силами специалистов кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии НИПКиПРО (периодичность – 2-3 раза в год, в теч. 15 лет);
2. Организация профессиональной школьной ПМПк, позволяющей разработать внутришкольные локальные акты (при недостаточности нормативно - правовой базы); 3.Организация внутришкольных мероприятий, направленных на формирование коллектива единомышленников (интерактивные семинары, диспуты, разнообразные формы пед. советов и т.д.)
4. Разработка (и постоянное совершенствование) системы работы с родителями, как с участниками образовательного процесса: - Возможность профессиональной педагогической и психологической поддержки родителей; - Возможность тьюторского сопровождения ребёнка (обеспечение взаимосвязи); - Возможность получения информации по вопросам воспитания и обучения ребёнка (собрания, семинары, консультации, видео, раздаточный материал и др.)
5. Возможность оказания педагогам необходимой профессиональной и эмоциональной поддержки (как со стороны администрации, так и со стороны коллег) Таким образом: повышение компетентности педагога – это появление уверенности в успехе – а это сохранение самооценки – а это активизация позитивного ресурса личности – а это полноценная реализация профессионального потенциала!
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сама жизнь поставила на повестку дня проблему расширения области педагогический компетенций. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что «педагог живет до тех пор, пока сам учится», в современных условиях приобретает особое значение.