Психотерапевты и школьные психологи: возможности профессионального партнерства и разделения ответственности ГБОУ НСО «Областной центр диагностики и консультирования» г. Новосибирск 1 Чепель Татьяна Леонидовна
Сферы реализации психолога - практика
Практическая психология образования ( служба ППО) Особая культура поддержки и помощи всем участникам образовательного процесса (ценности, цели, направления, задачи, технологии) – психолого- педагогическое сопровождение Инфраструктура: психологические службы в ОУ (от ДОУ до вузов), ППМС-центры, ПМПК, научно- методические центры. Нормативно-правовое регулирование деятельности (Положение, должностные инструкции, квалификационные требования, обязательность аттестационных процедур и т.д.) Общественное профессиональное объединение: Федерация психологов образования РФ
Приоритетные психологические проблемы школьного психолога Трудности обучения у детей (проблемы развития) Сложности во взаимоотношениях детей и взрослых в образовательной среде (школьные конфликты) Дисциплина на уроке Учебная мотивация Психологический комфорт в школе
ППО как инновационный проект Условие гуманизации образовательного процесса (новая философия, личностная парадигма, приоритет личности и индивидуальности). Стандартное условие (гарантированный уровень) современного качества образовательного процесса Условие сохранения и укрепления психологического здоровья личности обучающихся
Основные направления деятельности школьного психолога Психодиагностика Психокоррекция Психопросвещение Психопрофилактика Психологическое консультирование Социальнол-психологический мониторинг Психологическая экспертиза Психолого-педагогическое проектирование
Реальные психологические проблемы детей, родителей и педагогов Детско-родительские отношения Семейные отношения Личностные проблемы
Проблема психологической культуры населения - мотивация получения профессиональной психологической помощи Школьные психологи Психотерапевты
Что требуется для продуктивного профессионального партнерства? Четкое понимание профессиональных задач, сфер ответственности, полномочий Личные контакты, взаимный интерес и признание Процедуры общественно-профессиональной экспертизы спектра и качества услуг Взаимное обучение
10 Образовательный маршрут Инд. программы сопровождения, апробация, внедрение Программы, проектирование, экспертиза Каждому ребёнку – полноценное развитие Цель: Формирование системы комплексного ППМСиП сопровождения Образования в Н С О
Районный уровень – наличие: куратора методического объединения психологов ПМПК Кадровое обеспечение: 60%, 20-40%, % 5-10%, 2-5%, - 0 Что мы имеем…
Перспективы: приближение качественных ППМС-услуг к месту проживания ребёнка
Проблемы взаимодействия сферы практической психологии образования и сферы психологической практики Создание профессионального стандарта психолога и его соотношения с образовательным стандартом Возможности усиления влияния ППО на психологическое благополучие населения Проблемы социального контроля в сфере психологических услуг Проблемы профессиональной подготовки и сертификации психологов