Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС Дядюн Татьяна Витальевна, руководитель ГПА учителей биологии ЕДУ По материалам статьи Д.А. Иванова «Определения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС. Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и.
Advertisements

Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС по материалам статьи Д.А. Иванова, канд. псих. наук, вед. науч. сотр., доцента ГОУ «Педагогическая академия.
Безотметочное оценивание. Оценка – установленное обозначение степени знаний ученика, выставляемое преподавателем.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации.
«Великая цель образования – это не знания, а действия». Герберт Спенсер МКОУ «Березовская основная общеобразовательная школа» 30 марта 2012 года.
Формирование ключевых компетентностей младших школьников.
Стандарт включает в себя требования: к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования; к структуре основной образовательной.
Методика преподавания Материалы конференций Информационно-образовательная среда как условие достижения планируемых результатов обучения.
Требования ФГОС в отношении «Универсальных учебных действий» На примере учебной деятельности.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
«Надо учить не содержанию науки, а деятельности по её усвоению» В.Г. Белинский Гультяева Т.В. учитель начальных классов.
Системно – деятельностный подход как инструмент реализации ФГОС нового поколения Выступление Бабуриной Елены Васильевны руководителя ШМО предметной области.
«Новый образовательный стандарт – новое качество образования».
В основе Стандарта лежит системно- деятельностный подход, который предполагает (текст ФГОС п.7 «общие положения»): воспитание и развитие качеств личности,
Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования.
Федеральные образовательные стандарты второго поколения задают качественно новое представление о том, каким должно быть содержание начального образования.
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ три группы результатов ЛИЧНОСТНЫЕ.
«Формирование универсальных учебных действий в основной школе»
Транксрипт:

Пять основных понятий, содержащихся в ФГОС Дядюн Татьяна Витальевна, руководитель ГПА учителей биологии ЕДУ По материалам статьи Д.А. Иванова «Определения основных понятий, содержащихся в ФГОС» журнал «Управление школой», 2012 г.

Мы рассмотрим содержание следующих понятий: 1. Системно-деятельностный подход в образовании. 2. Урочная и внеурочная деятельность. 3. Компетенция. 4. Универсальные учебные действия. 5. Оценивание в образовании.

1. Системно-деятельностный подход в педагогической практике в соответствии с содержанием основного общего образования метапредметные образовательные результа­ ты - регулятивные, познавательные и коммуникативные - должны достигать­ся в комплексе, в системе.

Основные цели системно- деятельностного подхода: научить учащихся самостоятельно учиться, т. е. в будущем уметь определиться в ситуации необходимости или желания освоить новую специальность или профессию; помочь освоить ключевые компетенции (умения), которые позволят им успешно социализироваться в современном мире. Например, формируем профессиональные компетенции.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. умения, связанные с коммуникацией, исследованием, проектированием, работой в группе, организацией своей деятельности, грамотностью чтения (пониманием текстов), работой с числами, использованием компьютерных технологий и т. д.; создавать ситуации возможного выбора учащимися направлений или областей их будущей деятельности во взрослой жизни в соот­ветствии с их индивидуальными особенностями.

Системно-деятельностный подход в образовании как педагогическая практика означает: организацию, создание учителем всех необходимых условий для включения учащихся в самостоятельную, мотивированную, индивидуальную или групповую деятельность, основанную на их собственных интересах, целях, предыдущем опыте и присущих им способностях; предполагает выбор учащимися темы, проблемы, материала, самостоятельный поиск недо­стающей информации и обращение к учителю за помощью по мере необходимости.

2. Урочная и внеурочная деятельность Урочная деятельность - это в подавляющем большинстве образователь­ных учреждений (далее - ОУ) не деятельность, а, по меткому замечанию Давыдова В.В., "урочная работа", ориентированная на усвоение учащимися предметной информации (знаний, умений и навыков). В ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных образовательных результатов. В ближайшей перспективе в ситуации существования единого государственного экзамена кажется маловероятным организация большинством учителей- предметников полноценной самостоятельной мотивированной деятельности учащихся на своих урочных занятиях. В такой ситуации единственным выходом становится внеурочная деятельность, где появляется реальная возможность организации исследовательской, про­ектной деятельности учащихся, в процессе которой они будут достигать тре­буемых метапредметных результатов.

Проектная и исследовательская деятельность учащихся В ФГОС задана ориентация на достижение учащимися, в первую очередь, метапредметных образовательных результатов. В ближайшей перспективе в ситуации существования единого государственного экзамена кажется маловероятным организация большинством учителей-предметников полноценной самостоятельной мотивированной деятельности учащихся на своих урочных занятиях. В такой ситуации единственным выходом становится внеурочная деятельность, где появляется реальная возможность организации исследовательской, проектной деятельности учащихся, в процессе которой они будут достигать требуемых метапредметных результатов.

Урочная и внеурочная деятельность внеурочная деятельность, в отличие от дополнительного образования, должна быть ориентирована исключительно на достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в процессе реализации ими разных видов деятельности и решения проблемных ситуаций.

3. Компетенция Термин "competence" означает "способность, умение", а термин "competent", который переводится как "компетентность", имеет следующие значения: полноправный, правомочный, установленный, законный. Отсюда следует, что "компетентность" обозначает характеристику человека (полно­ правный, правомочный и т. д.), а "компетенция" характеризует то, чем человек обладает (способности, умения).

Общая классификация компетенций 1. Профессиональные (специальные), необходимые данному специалисту для реализации его профессиональной деятельности. 2. Надпрофессиональные, необходимые для эффективной работы в организации. 3. Ключевые компетенции, в которые входят умения и качества, необходимые каждому члену общества.

4. Универсальные учебные действия Метапредметные образовательные результаты представляют собой различные универсальные учебные действия учащегося (т. е. такие, которые могут использоваться в любой деятельности и в любых видах социальной практики и гарантируют успешную социализацию молодого человека в обще­стве), обеспечивающие его способность к самостоятельному освоению новых компетенций, включая и умения организовать сам процесс своего обучения вместе с постоянной самооценкой его результатов.

Виды УУД 1. Регулятивные - способы организации своей деятельности, в т. ч. и учебной. 2. Познавательные - способы и методы научного познания в рамках естественнонаучного и гуманитарного исследования вместе с различного рода интеллектуальными операциями. 3. Коммуникативные - разного рода умения (компетенции), связанные с различными формами общения людей друг с другом.

5. Оценивание Согласно новым стандартам, оценивание является одним из средств управления всем процессом обучения учащихся для достижения запланированных образовательных результатов, а не средством дисциплинарного руководства. Меняется само назначение оценки и оценивания. Оценка начинает использоваться не для контроля результатов и подведения итогов, а для стимулирования улучшения качества достижений учащегося.

Цели оценивания при компетентностном и деятельностном подходах: стимулировать ответственность учащихся за свои образовательные результаты (например, использование накопительной системы баллов); помогать учиться на ошибках; понять, что у них получается и в какой степени; что важно и необходимо освоить; обнаруживать, чего они не знают и что не умеют делать; констатировать наличие тех или иных умений, степень овладения данными умениями; позитивные достижения учащихся; фиксировать неудачи, но не наказывать за них; оценивать продвижение учащихся относительно самих себя, отно­ сительно своих прежних успехов и неудач; поддерживать высокую самооценку учащихся; мотивировать учащихся на достижение успеха; побуждать учащихся к приложению усилий; приобщать учащихся к оцениванию своих результатов (самооценка) на основе известных им критериев.

Оценка и оценивание как средство управления образовательным процессом в целом индивидуальной деятельностью обучения каждого учащегося, предполагает налаживание связей между следующими основными процессами: оценка - программа улучшения -реализация - оценка. получило название "петли качества" учебного процесса.