СТРАТЕГИЯ 2020: ОБРАЗОВАНИЕ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ
В образовании нет катастрофы Российская средняя школа по своему состоянию не только соответствует уровню экономического развития страны, но и по большинству показателей достойно выглядит на фоне развитых стран: 2
В образовании нет катастрофы один из самых высоких в мире охватов общим образованием; лидирующие позиции по качеству обучения в начальной школе; хорошие позиции по качеству образования в области математики и естественных наук; высокий уровень формального образования учителей; растущее качество инфраструктуры; активность и требовательность родителей. 3
Тревожные симптомы проблем в образовании стабильно низкие результаты PISA (способность применять полученные знания и умения); высокая доля школьников, не достигающих удовлетворительного уровня функциональной грамотности; значительное отставание наименее успешных групп учащихся от наиболее успешных; рост межрегиональных и межшкольных различий в качестве образования; недостаточное развитие социальной компетентности и позитивных социальных установок у выпускников школ; рост неудовлетворенности населения спектром и качеством образовательных услуг (в т.ч. выбор образованными родителями западного образования); снижение мотивации школьников к обучению. 4
Основные проблемы : Неравенство Архаичность 5
Проблемы: Несовременное качество российского образования Пятая часть российских школьников устойчиво демонстрируют результаты грамотности чтения ниже порогового уровня Доля «продвинутых» школьников в России ниже, чем в среднем по странам ОЭСР и значительно ниже, чем в лидирующих странах Процент учащихся, не достигших второго уровня исследования грамотности чтения PISA Процент учащихся, получивших наивысший балл по всем трем компетенциям, PISA
Проблемы: образовательное неравенство - учреждения повышенного уровня Гимназии Лицеи Результаты российских учащихся в PISA, по годам Количество учреждений повышенного уровня в России, по годам
Проблемы: образовательное неравенство - «слабые школы» Контингент обучающихся Ресурсные ограничения и образовательные технологии
Проблемы: Доступность дошкольного образования фото По данным Росстата охват детей в возрасте 1–6 лет дошкольными образовательными учреждениями неуклонно растет, но все еще остается ниже уровня 1991 г., когда он составлял 63%. Наибольшее внимание и финансирование получают учреждения и группы для детей 5–7 лет, охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 3 лет составляет всего 32,5%.
Причины обостряющихся проблем: Базовые Ограниченное предложение услуг дошкольного образования Ухудшение качества педагогического корпуса Сеть образовательных учреждений не соответствует особенностям расселения Стагнация системы дополнительного образования и воспитания Архаичные содержание и методы образования В сфере управления Ограничена возможность принятия эффективных решений на региональном, муниципальном и школьном уровнях. Содержание и объем социальных обязательств государства в сфере образования недостаточно конкретизированы Не завершены институциональные реформы, включая систему оценки качества 10
Причины: Педагогические кадры Педагогический состав стареет: доля педагогов со стажем работы менее 10 лет неуклонно снижается
Причины: Несовременное содержание образования Структура базового учебного плана
Причины: Сворачивание системы внеурочной деятельности Охват детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительным образованием составляет 49,1%, в среднем по России всего 52% семей не оплачивали услуги дополнительного образования. 13
: Предметом образовательной политики следует считать не столько систему школ и дошкольных образовательных учреждений, сколько всю сферу образования и социализации молодого поколения. 14
Новые ресурсы для развития: Интерес и участие семей. Активность отдельных школ и инновационных сетей. Потенциал высшей школы для старшеклассников. Межведомственное взаимодействие. Внешкольные формы: дополнительное образование, детские индустрии, интернет. Время (общее учебное время в РФ на 25% ниже, чем в ОЭСР). 15
Ключевые векторы изменений: Доступность дошкольного образования. Обеспечение равных шансов всем учащимся. Обновление педагогических кадров. Новое качество обучения (прорыв в областях потенциального лидерства и подтягивание отставания). Внешкольное просвещение и социализация. Новая сеть. Умное управление на основании данных о качестве. 16
Централизованное продвижение базовых стандартов и новых институтов, их укоренение (включая эффективный контракт). Поддержка пилотных проектов регионов-лидеров по реализации федеральной политики через каталитические субсидии. Запуск федеральных проектов открытого образования и социализации Децентрализация образовательной политики, поддержка инициатив регионов. Развитие негосударственного сектора социализации и образования. Этапы модернизации: 17