Авторы работы: Лощилов Роман, Бережинская Вероника, МБОУ «СОШ 54», 6 «б» класс. Научный руководитель: Бачурина Елена Геннадьевна, учитель математики МБОУ «СОШ 54».
Собирание из кусочков чего-то целого - очень увлекательный и захватывающий процесс. А если эти кусочки - геометрические фигуры, обладающие определенными свойствами? Тогда это уже не просто игра, а решение задач на распознавание и построение фигур, разбиение их на части, преобразование в новые фигуры. Геометрические конструкторы увлекают, заставляют думать, развивают фантазию, активизируют практические действия и как итог формируют желание реализовывать собственный замысел.
Задачи: изучить специальную литературу; изготовить и исследовать фигуры гексамино; представить в работе ряд математических задач и головоломок; создать продукт - игру «Гексамино»; продемонстрировать своей работой, что математика очень удивительный и необычный предмет.
Гексамино - это полимино 6-го порядка, то есть фигура, состоящая из шести равных квадратов, соединённых сторонами.
«Свободные» и «фиксированные» гексамино Существует 35 различных форм гексамино (при этом фигуры, совпадающие при поворотах и зеркальных отражениях, не считаются различными). Их принято называть «свободными» гексамино. Если различными считать также повороты, зеркальные отражения, то существует 216 видов гексамино. И тогда речь идет о «фиксированных» формах гексамино. На рисунке показано, как одно «свободное» гексамино может иметь различные виды «фиксированных» гексамино.
Задачи, встречающиеся на олимпиадах, конкурсах, викторинах. Приведем примеры: 1. Какие из фигур не могут быть развертками куба? a b c d Ответ: фигура c 2. Мысленно сверните из фигур гексамино куб и определите, какая грань является верхней, если нижняя грань закрашена? Ответ: а) 1; б) 5; в) 4; г) аб в г 4
ДОСКА, ФИГУРЫ ГЕКСАМИНО, ИНСТРУКЦИЯ
Собирание различных фигур Нестандартные задачи Игра «Гексамино» Дидактический материал для уроков математики по темам: «Площади фигур», «Осевая и центральная симметрия»
РАЗДАТОЧНЫЙМАТЕРИАРАЗДАТОЧНЫЙМАТЕРИА У С Т Н Ы Й С Ч Е Т
Закончен проект, выполнены поставленные задачи, достигнуты намеченные цели. Пройден трудный, но интересный путь. Приятно осознавать, что сделанная работа принесла удовлетворение не только тем, кто работал над ней, но и многим ребятам, для которых знакомство с игрой «Гексамино» стало приятным открытием, а в кабинете появилась новая игра и дидактический материал. Ведь игра «Гексамино» - это очень полезное занятие для развития смекалки, фантазии, наглядно-образного мышления, воображения, внимания, творческих способностей. Из набора фигур можно построить разные осмысленные схематические фигурки. Дети знакомятся с пропорциями, учатся ассоциировать силуэты с реальными предметами. Есть ещё одна положительная сторона: занимаясь проектом, нам пришлось выполнять много измерений, чертежей, построений. Рассматривать задачи на распознание и построение фигур, разбиение их на части, преобразование в новые фигуры. Все это пригодится в седьмом классе, когда мы начнем изучать геометрию.
Литература 1. Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Гексамино 2. Википедия. ru.wikipedia.org/wiki/Полимино 3. Википедия. stepanov.lk.net/gardner/hex/hex13.html 4. Голомб С. В. Полимино. Пер. с англ. В.Фирсова - М.: Мир, с. 5. Гарднер М. Математические новеллы. М.: Мир, Г.К.Муравин, О.В.Муравина «Математика» 6 класс 7. Задачи из сборника «Кенгуру для всех».