Подготовка к ЕГЭ Работа с понятиями, текстами
1. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «производитель». Фирма, предпринимательство, предложение, инвестиции, специализация, инфляция, конкуренция. Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию. Ответ ____________________.
2. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы. Функции семьи Характеристика Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе Ответ ___________________.
3. Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Нормальным называют товар, спрос на который увеличивается по мере роста доходов покупателей. (2)Вполне естественно, что население стремится приобретать больше высококачественного продовольствия, одежды, бытовой техники, автомобилей. (3)Существуют товары низшего качества, которые покупают больше, если доходы населения падают, и от приобретения которых население отказывается по мере роста доходов. (4)Так, с ростом доходов потребителя реже ремонтируют одежду и обувь, предпочитая покупать новые, отказываются от дешёвых и не очень качественных продуктов питания. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений. Запишите получившуюся последовательность букв.
4. Ниже приведён ряд характеристик, относящихся к понятию «деятельность человека». Сознательная, целенаправленная, инстинктивная, целесообразная, разрушительная, творческая. Найдите и запишите характеристику, «выпадающую» из этого ряда и относящуюся к другому понятию. Ответ ____________________.
5. Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)В современном обществе нередко возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (2)Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (3)Последствием может стать психологическая расщеплённость, формирование «расколотого» типа личности. (4)Социологи называют положение такой личности маргинальным. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений. Запишите получившуюся последовательность букв.
6. Какое слово пропущено в таблице? Ответ ____________________. Функции рынка Характеристика Информационная Рынок предоставляет информацию о ценах, дефиците и избытке товара Регулирующая С помощью рыночного механизма экономика перераспределяет свои ресурсы в пользу того или иного товара Рынок связывает воедино производителей и потребителей
7. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «мораль». Социальная норма, право, добро и зло, духовность, санкции. Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию. Ответ ____________________.
8. Прочитайте текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Группа учёных во главе с А.Печчеи организовала так называемый Римский клуб – международную неправительственную организацию, цель которой – изучение проблем современного мира. (2)Обострение глобальных проблем свидетельствует, на наш взгляд, о кризисе современной цивилизации. ()В то же время допускаем, что попытки разрешить глобальные проблемы укрепляют единство стран и народов. (4)В работе Римского клуба принимают участие специалисты из разных стран. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений. Запишите получившуюся последовательность букв.
9. Запишите слово, пропущенное в таблице. Ответ: _________________. Тип общества Основа производства Земля и ручной труд Индустриальное Промышленное производство Постиндустриальное Знания, информация
10. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением одного, относятся к понятию «искусство». Образность, эмоциональность, фантазия, обоснованность, субъективность. Найдите и запишите термин, «выпадающий» из этого ряда и относящийся к другому понятию. Ответ ____________________.
11. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (2)Часть из них являются объективными – государственный режим, социально- экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (3)Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др. (4)Но как бы не складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений. Запишите получившуюся последовательность букв.
12. Ниже приведён ряд качеств человека. Все они, за исключением одного, являются социальными качествами личности. Порядочность, сообразительность, трудолюбие, начитанность, гуманность, законопослушность. Найдите и запишите качество, «выпадающее» из этого ряда. Ответ: ________________.
13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого пронумеровано. (1)Иван успешно прошёл собеседование при приёме на работу на должность юриста. (2)Но работодатель отказался заключать с ним трудовой договор, узнав, что ему 48 лет. (3)В объявленной вакансии возраст претендента особо не оговаривался. (4)Правильным со стороны Ивана было бы обжаловать это решение в суде. Определите, какие положения текста носят А) фактический характер, Б) характер оценочных суждений. Запишите получившуюся последовательность букв.
14. В стране Z система образования учитывает потребности детей с ограниченными физическими возможностями – они могут выбирать программу обучения, которое проводится в образовательных учреждениях или на дому. Какую тенденцию развития образования в стране Z иллюстрирует данный пример? 1) интернационализацию 2) гуманизацию 3) гуманитаризацию 4) информатизацию