Деятельностный подход в процессе обучения географии.
В федеральных образовательных стандартах нового поколения усилена ориентация на комплексный результат. Это единство личностных, метапредметных и предметных результатов.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ позволят выпускнику школы обучаться и развиваться всю жизнь. Это очень важно в условиях, когда жизнь меняется быстро, и учителя не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся выпускнику в будущем.
Метапредметные результаты сформулированы на основе универсальных учебных действий, обеспечивающих социальное, познавательное и коммуникативное развитие личности школьника.(умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, хранение, передачу; способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение планировать деятельность, ставить цели, осуществлять контроль и самоконтроль, корректировать деятельность и др.)
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ -ЭТО СИСТЕМА БАЗОВЫХ (ФУНДАМЕНТАЛЬНЫХ)ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГЕОГРАФИЧЕСКУЮ КАРТИНУ СОВРЕМЕННОГО МИРА.
ПЕРЕХОД НА ДЕЯТЕЛЬНОСТНУЮ МОДЕЛЬ ШКОЛЬНОГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРЕДПОЛАГАЕТ РЯД СУЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЙ В МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ СОВРЕМЕННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ пронизано различными видами действия учащихся, направленных на освоение ими познавательной, коммуникативной, регулятивной и др. видами деятельности
СУЩЕСТВЕННЫМ ДЛЯ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ СТАЛ ВЫВОД: учебные умения и действия – это неотъемлемый содержательный компонент урока географии
Механизм формирования умений существенно отличается от механизма усвоения знаний, что объективно труднее для школьников.
Важное место в содержании современного урока географии отводится организации учебной деятельности по освоению универсальных учебных действий (УУД)
У У Д –характерны не только для учебной деятельности, но и для любой другой – практической, исследовательской, трудовой и т.п., что отражает их принадлежность к ключевым компетенциям
Ведущая роль в достижении нового образовательного результата принадлежит школьному учебнику географии.
Школьный учебник географии – ведущий компонент учебно-методического комплекса и комплексное средство обучения, которое отличается своеобразием методического аппарата и согласованностью с программой курса.
КЛАССИФИКАЦИЯ ЗАДАНИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ УУД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ По содержанию деятельности: На отработку познавательных действий На отработку коммуникативных действий На отработку оценочных действий На отработку рефлексивных действий На отработку практических действий На отработку исследовательских действий
ПО ХАРАКТЕРУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ: Репродуктивные Частично-поисковые Исследовательские
ПО ХАРАКТЕРУ ТРЕБОВАНИЙ: Кратких требований («обозначит..», «дополнить..», «описать..») Качественных и количественных сведений Инструкций и планов действий
ПО ИСТОЧНИКАМ ЗНАНИЙ: Работа с картой Работа с аппаратом учебника Работа с профилем местности Работа со статистическими данными Работа с диаграммами, графиками, схемами Работа с аэро –и космическими снимками Работа с геоинфрмационными ресурсами Работа с ресурсами Интернет
ПО УРОВНЮ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ: Индивидуальная под руководство учителя Групповая с помощью одноклассников Фронтальная с использованием инструктивных карточек, памяток, приемов Самостоятельная практическая работа
ПО ФОРМЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ: В тетради, в виде схемы, таблицы, описания, ментальной карты, модели (картографической, графической и др) На контурной карте В форме реферата, путеводителя В форме устного сообщения, высказывания, суждения В форме электронной презентации
ВЕДУЩИМ СРЕДСТВОМ ОБУЧЕНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ И ОТРАБОТКЕ У У Д ВЫСТУПАЕТ ШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНИК, ПОСКОЛЬКУ УСВОЕННЫЕ НА ЕГО ОСНОВЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ ШКОЛЬНИКИ ИСПОЛЬЗУЮТ КАК БАЗОВЫЕ И ПЕРЕНОСЯТ ИХ НА ДРУГИЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ