Роль подсказки-оператора в решении инсайтных задач Лифанова Светлана
Инсайтные задачи Гештальт-психология инсайтные задачи - такие задачи, которые решаются путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа. Отечественная традиция ряд задач, решаемых путем «интуитивного усмотрения»: неосознаваемый опыт воплощается в творческом прозрении. Основной дискурс при обсуждении инсайтных задач: решение - воспроизведение накопленного ранее опыта испытуемых, оно находится «случайно» вследствие одномоментного переструктурирования элементов задачного поля в восприятии испытуемого, т.е. существует так называемый феномен «озарения».
Классический пример инсайтной задачи - задача «девять точек». Суть затруднений испытуемых при решении данной задачи состоит в том, что ее условия непосредственно воспроизводят в прошлом опыте испытуемого чрезвычайно упроченные эмпирически обобщенные приемы объединение точек по кратчайшему расстоянию, отсюда известный феномен «невозможности выйти за пределы квадрата»: стремление закончит линию в точке, невозможность «повернуть» вне точки, невозможность провести линию «внутрь».
Традиционными подходами к эмпирическому исследованию инсайтных задач в можно считать: изучение влияния формальных характеристик подсказки, порядок предъявления и временные характеристики предъявления самой стимульной задачи, изучение принципа переноса решения Некоторые экспериментальные данные из работ зарубежных психологов мышления позволили нам сформулировать предположение о наличии неких операторов – определенных действий с линиями, осуществляемых решателем, которые определяют дальнейший поиск решения. Мы предположили, что существуют операторы, использование которых является ключевым моментом решения, определяющим дальнейшее успешное нахождение решения.
Операторы 1) начало 3) выход за пределы 2) направление 4) поворот в нужной точке Для эксперимента операторы были объединены в пары
Оператор «1+2»: рисование с указанной точки в указанном направлении. Оператор «3+4»: использование линии, выходящей за пределы «фигуры» и проходящей через определенные точки.
Оператор « »: использование как первого, так и второго оператора одновременно. Цель эксперимента : выявить, являются ли теоретически выделенные нами операторы реально оказывающими влияние на успешность решения, направляя ход процесса решения.
Схема эксперимента Три группы, разделенные по типу получаемой подсказки-оператора*, решают задачу «девять точек». 1 группа: 10 проб - подсказка «1+2» – 10 проб – подсказка «3+4» – самостоятельное решение. 2 группа: 10 проб – подсказка «3+4» – 10 проб – подсказка «1+2» – самостоятельное решение. 3 группа: 10 проб – подсказка « » - самостоятельное решение. N=83 * Подсказку испытуемый копировал на чистый бланк с задачным полем
Параметры оценки: общее время решения; количество проб после предъявления второй или полной подсказки; была ли принята и применена к процессу решения предъявленная подсказка или нет. Гипотезы Предъявление полной подсказки увеличит успешность решения задачи. Полная подсказка более доступна и применима к последующим самостоятельным пробам.
Результаты Значимой оказалась разница во времени между второй и третьей группой, а также различия статистически значимы для параметра количества проб: третья группа значимо меньше использовала проб после подсказки, чем первая и вторая группа. Результативность применения той или иной подсказки – пары операторов: подсказка «1+2» берется решателем значимо лучше, чем подсказка «3+4», в первой и второй группах. Также был получен следующий результат: подсказка « » берется решателем значимо хуже, чем подсказка «1+2», причем для обеих групп. При этом различий с подсказкой «3+4» не выявлено
Результаты а) Пробы F(2;64)=173,466 б) Время F(2;64)=7,368 р
3 группа быстрее и за меньшее кол-во самостоятельных проб справляется с задачей. фактор полноты подсказки. поскольку различия по времени решения между третьей и первой группой не так велики и не значимы, то речь идёт именно о полноте подсказки-оператора. При анализе второй группы результатов открывается и иное свойство операторов «доступность» их репрезентации для решателя. Применение операторов, входящих в подсказку «1+2» приводит к снижению количества времени, затрачиваемого на решение задачи в первой группе испытуемых, где она предъявляется первой; а также оказывается значимо чаще применимой во второй группе испытуемых, где она предъявляется в качестве второй подсказки, когда решатели уже подготовлены многочисленными пробами к её восприятию.
Теоретически выделенные нами операторы и эмпирически полученные данные свидетельствуют о том, что данные при выявлении операторов важны такие факторы как полнота и доступность, которые оказывают влияние на эффективность работы с задачей.