МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ФАКУЛЬТЕТ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ Кафедра международных экономических отношений Специальность – мировая экономика ДИПЛОМНАЯ РАБОТА на тему: Маркетинговые исследования мирового рынка табачных изделий Студентка Е.А. Швакова Руководитель к.э.н., профессор Г. Н.Гаврилко
СОДЕРЖАНИЕ Развитие рынка табачных изделий в мировой экономике Деятельность основных участников мирового рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития. Тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий в Республике Беларусь
Виды табачных изделий Сигареты Сигары Сигариллы Папиросы Табак для кальяна Табак курительный Биди Кретек Табак сосательный Табак жевательный Табак нюхательный Насвай
Мировой рынок табачных изделий Мировой рынок табачных изделий Топ-10 стран, которые потребляют наибольшее количество табака МестоСтранаОбъём потребления (млн.т) % от мирового объема – 7млн.т 1Китай2,6638 2ЕС0,7110,2 3Индия0,527,4 4Россия0,446,4 5США0,436,2 6Бразилия0,233,3 7Япония0,182,6 8Индонезия0,172,4 9Турция0,142 10Пакистан0,11,4
Мировой рынок табачных изделий Топ-10 стран по выращиванию табака Топ-10 стран по выращиванию табака МестоСтранаОбщий объем выращенного табака (млн.т) % от мирового объема 1Китай2,6439,6 2Индия0,649,6 3Бразилия0,558,3 4США0,477,0 5ЕС0,314,6 6Турция0,233,5 7Зимбабве0,223,3 8Индонезия0,142,2 9Малави0,121,8 10Россия0,091,4
Мировой рынок табачных изделий Топ-10 стран-экспортёров табака МестоСтрана% от мирового объёма экспорта 1ЕС18,1 2Бразилия16,6 3США9,9 4Зимбабве9,1 5Турция6,5 6Китай5,6 7Индия5,5 8Малави5,3 9Россия3,9 10Другие европейские страны 2,0
Мировой рынок табачных изделий Ведущие мировые табачные компании Ведущие мировые табачные компании Занимают 45% мирового рынка «Phillip Morris International» -15% «British American Tobacco»- 13% «Japan Tobacco» - 11% «Imperial Tobacco» -6%
Мировой рынок табачных изделий Индекс MSCI World Tobacco (мировая табачная отрасль) За последние 10 лет вырос: - С учетом инфляции на 13% - Без учета дивидендов и курсовых колебаний на 200% Для сравнения: - Рост общего индекса MSCI World составил всего 18%
Деятельность основных участников мирового рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития British American Tobacco Ведущие марки: DUNHILL, Kent, Lucky Strike и Pall Mall Принадлежит 52 фабрики по производству сигарет в 44 странах мира Общая численность персонала компании 55,4 тыс. человек Объём продаж компании в 2006 году составил 689 млрд сигарет Совокупный оборот в 2006 году 25,19 млрд фунтов стерлингов ($51,95 млрд Ввыручка без учёта пошлин, акцизов и прочих сборов 9,76 млрд фунтов чистая прибыль 2,05 млрд фунтов.
Деятельность основных участников мирового рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития Phillips Morris International Основные бренды: Marlboro, Parliament, Virginia Slims, Muratti, Ambassador, Chesterfield, L&M Сигареты производятся на более чем 50 табачных фабриках по всему миру и реализуются в 160 странах На компанию работают более человек по всему миру Объем продаж в 2005 году составил 804,5 млрд. сигарет В 2010 году выручка составила $ млрд, а прибыль - $ млрд.
Деятельность основных участников мирового рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития Japan Tobacco Основные бренды: Winston, Mild Seven, Camel, Benson & Hedges и Silk Cut, Sobranie, Glamour Продукция производится в 27 странах и продается в 120 странах мира Сотрудники компании работают в 60 странах мира Объем продаж в 2009 г. составил 428,4 млрд. сигарет Чистая выручка компании достигла 10,2 млрд. долларов США
Деятельность основных участников мирового рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития Imperial Tobacco Основные бренды: Davidoff Cigarettes, Gauloises, West, Прима, R1, Style Годовой оборот компании составляет 26,5 млн. фунтов стерлингов Чистая прибыль – почти семьсот миллионов фунтов стерлингов
Деятельность основных участников мирового рынка табачных изделий: ключевые показатели работы, планы развития Инструменты и методы продвижения табачных изделий, используемые мировыми табачными корпорациями : Бренд компании-производителя Упаковка Нестандартные трюки, скандалы Креативный и нестандартный подход Методы защиты бренда Сама структура табачного бренда (яркий логотип, образ, название и слоган, герой)
Тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий в Республике Беларусь Доля компаний на рынке табачных изделий Беларуси в 2007г.
Тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий в Республике Беларусь Обзор отрасли Реклама табачных изделий запрещена в Республике Беларусь Наиболее распространённой формой вхождения на белорусский рынок является партнёрство с компанией- резидентом. Цены на табачную продукцию регулируются Министерством Экономики Республики Беларусь Табачные изделия в республики Беларусь являются подакцизным товаром, а также объектом налогообложения НДС. На 2011 год размер установленных квот составил 27,6 миллиардов штук Производство папирос и сигарет в Беларуси в январе- марте 2008 г. составило 5,04 млрд. шт. и увеличилось по сравнению с январем-мартом 2007 г. на 9,4%.
Тенденции и перспективы развития рынка табачных изделий в Республике Беларусь Перспективы развития : Белорусский табачный рынок является привлекательным для потенциальных инвесторов. Примеры таких компаний как Tobacco International Enterprises и British American Tobacco показывают, что участники рынка готовы инвестировать в табачный бизнес. Вероятнее всего, табачные компании будут продолжать активно работать на уровне government relations. Возможная приватизация гродненской табачной фабрики «Неман» является определенным источником неопределенности для участников рынка. Расклад сил на рынке может серьезно измениться в случае, если это произойдет. С другой стороны, пока нет оснований утверждать, что приватизация гродненского предприятия дело ближайшего времени.
Спасибо за внимание