ЕГЭ 2012
Первая часть : формулировка задания – своеобразная инструкция, содержащая очень важные указания на то, как следует его выполнять Вторая часть : темы эссе, заданные в форме высказываний ( изречений, афоризмов, крылатых фраз, касающихся социальных явлений и процессов ). Темы отражают конкретно - личностное восприятие проблем авторами. Каждому высказыванию предшествует указание на определенную область социально - гуманитарного знания – науку, базовую для школьного обществоведческого курса ( философия, социальная психология, экономика, социология, политология, правоведение ). Данное указание ориентирует на ту содержательную область, в контексте которой требуется выявить проблему и выстроить ответ.
Раскрытие смысла высказывания Представление и пояснение собственной позиции Качество приводимых суждений и аргументов Максимально – 5 баллов
УказанияБаллы Раскрыт смысл высказывания 1 Представлена и пояснена собственная позиция 1 Суждения и аргументы раскрываются с опорой на теоретические положения, выводы и фактический материал 3 Максимально 5 баллов
Выберите одно из предложенных ниже высказываний, раскройте его смысл, обозначив поставленную автором проблему ( затронутую тему ); сформулируйте свое отношение к позиции, занятой автором ; обоснуйте это отношение. При изложении своих мыслей по поводу различных аспектов поднятой проблемы ( обозначенной темы ), при аргументации своей точки зрения используйте знания, полученные при изучении курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
1.Дана ситуация выбора ! 2.Задание комплексное, дается указание на необходимые компоненты ответа : понятия, факты, опыт 3.Задание творческое : выражение личностного восприятия определенной социальной проблемы ( свой, свое отношение, свои мысли, своя точка зрения ) 4.Задание практическое : знание из теоретической плоскости надо перенести в практическую
1.Выбрать высказывание 2.Раскрыть его смысл 3.Обозначить поставленную автором проблему 4.Сформулировать свое отношение к мнению автора 5.Аргументировать собственную точку зрения 6.Использовать знания, полученные при изучении курса 7.Привлекать собственный жизненный опыт
1. Начинать эссе следует с формулировки понимания высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определяет ее содержание и сущность. 2. Уже в следующем предложении необходимо ясно и четко определить личную позицию по данному высказыванию : « Я согласен с данным мнением »; « Я не могу присоединиться к этому утвержде нию »; « В данном высказывании есть то, с чем я согласен, и то, что кажется мне спорным ».
3. Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отноше нии поставленной проблемы. Каждый тезис необходимо аргументиро вать, используя факты и примеры из об щественной жизни и личного социаль ного опыта : Тезис – это то, что требуется доказать Аргументы – факты, примеры, доводы, суждения Выводы – в силу каких доказательств ваш тезис верен Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только одну основную мысль.
4. В заключительном предложении ( абзаце ) подводятся итоги работы. Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение.
наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе ( например, « политический деятель », « английский историк », « общественный деятель » и т. д.); включение имен его предшественников, последователей или научных противников ; описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению ; наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в зссе ; присутствие указания на альтернатив ные варианты решения проблемы.
Для меня эта фраза является ключом к пониманию … Поразительный простор для мыслей открывает эта фраза. Я не могу присоединиться к данному утверждению и попробую обосновать свою позицию. Выражая несогласие с мнением автора, ответим на вопросы : так что же такое … Я полностью согласна с позицией автора. … оказывает благотворное действие … Представленная в данном высказывании проблема актуальна и злободневна для... С одной стороны я согласен, потому что … С другой – нет, так как … Именно поэтому я соглашаюсь с автором. Мне очень импонирует фраза … Проиллюстрируем это положение примерами. Рассмотрим несколько подходов. Во - первых,… Во - вторых,..