Свеклова Татьяна Николаевна, заместитель директора по ВР, Тувалёва Елена Ивановна, заместитель директора по УВР, МБОУ « Гимназия 46» города Чебоксары Чувашской Республики ГБОУ ДПО (ПК) специалистов «Марийский институт образования» 21 декабря 2012 г.
Формы общественного участия в управлении гимназией Управляющий Совет Благотворительный фонд «Пеликан» (создан в 2005 г.)
Цели создания Управляющего совета Дальние цели Улучшение качества образования через выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса: учениками, педагогами, родительской общественностью, социумом; Ближние цели Возникновение новых форм взаимодействия школы с социальными партнерами в условиях перехода к государственно - общественному управлению.
привлечение в школу дополнительного социального ресурса со стороны имеющихся и потенциальных партнеров, что делает образование инвестиционно привлекательным ; повышение качества образования за счет более полного учета требований потребителей ; договоренность с общественностью относительно целей развития школы ; повышение прозрачности правил и процедур, регламентирующих уклад жизни школы ; Задачи:
Задачи Управляющего совета определение основных направлений ( программы ) развития Учреждения ; защита и содействие в реализации прав и законных интересов обучающихся, родителей ( законных представителей ) и работников Учреждения ; определение необходимости и вида ученической формы ; согласование критериев, показателей деятельности работников Учреждения и решения об осуществлении выплат стимулирующего характера ; содействие в создании оптимальных условий для осуществления образовательного процесса и форм его организации в общеобразовательном учреждении, в повышении качества образования, в наиболее полном удовлетворении образовательных потребностей населения ; выработка мер по соблюдению здоровых и безопасных условий обучения, воспитания и труда в Учреждении, реализация мер, направленных на их улучшение, в том числе вопросы охраны Учреждения ; содействие реализации деятельности Учреждения, направленной на развитие социального партнерства между участниками образовательного процесса и представителями местного сообщества ; рассмотрение проектов форм ( ы ) договоров ( а ) Учреждения с родителями ( законными представителями ) обучающихся по оказанию дополнительных платных образовательных услуг.
Приёмы и технологии Обсуждение в школьном сообществе идеи создания Управляющего совета (УС): цели объем управленческих полномочий, состав, выборы, кооптация Формирование школьной рабочей группы по созданию УС Переговоры с учредителем: согласие учредителя на создание в школе УС, приказ о рабочей группе по созданию УС, о ее целях и работе. Учредитель принимает типовое положение об УС, о выборах и формировании УС в школах или уполномочивает школу на разработку собственных документов об УС: проект Устава, Положений об УС. Рабочая группа создаёт проекты новой редакции школьного Устава, школьных положений об УС, о выборах и формировании УС и согласовывает их внутри школьного сообщества. Согласование с учредителем проекта новой редакции школьного Устава, Положений об УС, о выборах и формировании УС. Утверждение учредителем новой редакции школьного Устава, Положений об УС, о выборах и формировании УС. Процедура государственной регистрации новой редакции школьного Устава Выборы школьного УС Признание учредителем результатов выборов в школьный УС Назначение учредителей своего представителя в УС Кооптация в члены школьного УС представителей местного сообщества, выборы председателя УС. Регистрация учредителя полного состава сформированного УС.
ТрудностиРешения Отсутствие у новых управляющих (в большинстве случаев) представлений и знаний об устройстве, задачах и условиях жизнедеятельности современной школы и системе управления ею Информирование, самообразование. Опыт других школ + Интернет- ресурсы Ограниченный бюджет времени на вхождение в процесс в качестве общественных управляющих (большинство общественных управляющих значительное время отдают своей основной работе, имея высокий уровень занятости) Планирование и четкая организация работы комиссий управляющего совета Различный образовательный уровень и опыт, в ряде случаев возможно создающий препятствия для взаимопонимания и построения совместной деятельности. Психологический тренинг по развитию коммуникабельности членов Совета Отсутствие уверенности в возможности действенного участия общественности в управлении школой вообще и в успехе создания и укоренения Управляющих советов как действенной формы государственно-общественного управления школой, в частности (что обусловлено негативными результатами прежних попыток демократизации школы) Психологический настрой Внедрение механизмов публичной отчетности, общественной экспертизы и общественного аудита в системе государственно- общественного управления Отсутствие мотивации активного участия в работе ОУ. Моральное поощрение Трудности и пути их преодоления
Ресурсы Учащиеся Трудовой коллектив Кооптация Родители I ступень – 3 чел.II ступень – 2 чел.III ступень – 2 чел.
Представители педагогического коллектива 7 человек Директор Гимназии 1 человек Учащиеся классов 3 человека Представители родительской общественности 7 человек Управляющийсовет 18 человек
Учебная комиссия Организационно - правовая комиссия Комиссия по работе с родителями и местным сообществом Управляющий совет
Директор Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по УВР Зам. директора по АХЧ Зам. директора по ВР КафедрагуманитарныхнаукКафедрамногоязычияКафкдра физико - математических и естественно - научныхдисциплинКафедра воспитания и эстетическихдисциплин временные творческие и рабочие группы учителей учителя, классные руководители, воспитатели, психологи, социальный педагог Совет гимназии Гимназисты Управляющий совет Благотворительный фонд « Пеликан » Главныйбухгалтер
Схема введения НСОТ Работники МБОУ « Гимназия 46» Централизованная бухгалтерия при МБОУ « Гимназия 46» Приказ директора Управляющий Совет Протокол ц 6 N i =CB i Где N i – сумма баллов работника, CB i – стимулирующая выплата в рублях Оценочная комиссия Сумма баллов и цена одного бала ( ЦБ ) Оценочные листы Индикативно - рейтинговая карта Оценивания качества профессиональной деятельности учителя
Спасибо за внимание!