Функции педагогического контроля : *Обучающая *Воспитывающая *Развивающая *Корректирующая Требования к педагогическому контролю: * результативность * системность * гласность * многоаспектность * объективность * сочетание с самооценкой
Виды контроля: Предварительный Предварительный Текущий Текущий Тематический (промежуточный) Тематический (промежуточный) Итоговый Итоговый
Содержание контроля Цель – освоение знаний, умений и навыков Цель – освоение знаний, умений и навыков Сравнение достижений ученика с общепринятыми эталонами (Государственный образовательный стандарт) Сравнение достижений ученика с общепринятыми эталонами (Государственный образовательный стандарт) Эталон – отметка «5» Эталон – отметка «5» Одинаковые задания Одинаковые задания Применение внешней оценки (учитель и одноклассники) Применение внешней оценки (учитель и одноклассники) Итоговая отметка – по среднеарифметическому принципу Итоговая отметка – по среднеарифметическому принципу Отмечает ошибки, исправляет их Отмечает ошибки, исправляет их Оценивает результат Оценивает результат Применяет абсолютную количественную шкалу и ранговую шкалу (рейтинг) Применяет абсолютную количественную шкалу и ранговую шкалу (рейтинг) Цель – обеспечение личностного развития ученика Цель – обеспечение личностного развития ученика Сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности; сочетание индивидуальных и общепринятых эталонов Сравнение достижений ученика с его начальным уровнем обученности; сочетание индивидуальных и общепринятых эталонов Эталон – отметка «3» Эталон – отметка «3» Индивидуальные, разные по сложности задания Индивидуальные, разные по сложности задания Сочетание внешней и внутренней оценки (учитель и самооценка) Сочетание внешней и внутренней оценки (учитель и самооценка) Итоговая отметка – по результатам оценивания темы (раздела) Итоговая отметка – по результатам оценивания темы (раздела) Отмечает успехи, реальные достижения Отмечает успехи, реальные достижения Оценивает процесс работы (усилия, старания) Оценивает процесс работы (усилия, старания) Применяет качественные характеристики образовательного «приращения» ученика Применяет качественные характеристики образовательного «приращения» ученика
Методы контроля: Устный Тестовый Устный Тестовый контроль: контроль: контроль: контроль: чтение текста, Само- выполнение объяснение, контроль заданий в рассказ, тестовой форме беседа, доклад Письменный Программирован- контроль: ный контроль: контроль: ный контроль: контрольная работа, с помощью перфокарт контрольная работа, с помощью перфокарт реферат, и матриц реферат, и матриц сочинение, Графический Практический сочинение, Графический Практический диктант, контроль: контроль: диктант, контроль: контроль: опрос по заполнение таблицы приготовление препарата, опрос по заполнение таблицы приготовление препарата, карточкам составление графика выполнение опытов, карточкам составление графика выполнение опытов, составление схемы выполнение лабораторной составление схемы выполнение лабораторной создание рисунка работы создание рисунка работы
История отметки Буквенная система отметок. Буквенная система отметок. Начало IX века: цифровая система отметок по отдельным дисциплинам и отдельным классам. Начало IX века: цифровая система отметок по отдельным дисциплинам и отдельным классам г – временное положение о пятибалльной системе оценки знаний; в 1846 г. Министерство просвещения его утвердило г – временное положение о пятибалльной системе оценки знаний; в 1846 г. Министерство просвещения его утвердило г – постановление Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок» г – постановление Наркомпроса РСФСР «Об отмене отметок» г – восстановление принципа учета знаний, трехбалльная оценка: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» г – восстановление принципа учета знаний, трехбалльная оценка: «весьма удовлетворительно», «удовлетворительно» и «неудовлетворительно» г – постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) о восстановлении дифференцированной пятибалльной системы, цифры заменялись словесными обозначениями: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо» г – постановление СНК СССР ЦК ВКП(б) о восстановлении дифференцированной пятибалльной системы, цифры заменялись словесными обозначениями: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «плохо», «очень плохо» г – постановление СНК РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся» г – постановление СНК РСФСР «О введении цифровой пятибалльной системы оценки успеваемости и поведения учащихся».
Влияние оценки и отметки на личностное развитие школьника: на самооценку на самооценку на отношения со сверстниками на отношения со сверстниками на отношение к учебной деятельности на отношение к учебной деятельности на отношение к учителю и школе на отношение к учителю и школе на отношения с родителями на отношения с родителями на становление нравственности на становление нравственности на состояние здоровья на состояние здоровья угроза жизни… угроза жизни…
«…Внимательно посмотрите в свои тетради и сами исправьте ошибки, если они у вас есть. «…Внимательно посмотрите в свои тетради и сами исправьте ошибки, если они у вас есть. …Ты мой ученик, а я твой учитель. И для меня главное, чтобы ты вырос счастливым человеком. А это – просто твоя неудача. Но это ты. Поэтому очень внимательно проверь свой диктант и поставь себе отметку сам. …Ты мой ученик, а я твой учитель. И для меня главное, чтобы ты вырос счастливым человеком. А это – просто твоя неудача. Но это ты. Поэтому очень внимательно проверь свой диктант и поставь себе отметку сам. …Главное, я уважаю тебя, учитель! Я хочу еще что-нибудь делать вместе. …Главное, я уважаю тебя, учитель! Я хочу еще что-нибудь делать вместе. …Она просто верит в успех каждого из нас, потому что любит, …помогает каждому стать личностью». …Она просто верит в успех каждого из нас, потому что любит, …помогает каждому стать личностью». О.А.Казанский «Педагогика как любовь»