Техники работы с источниками информации
Двойной дневник Выписки из текстаВопросы и комментарии 1.Цитата 2.Фраза 3.Ключевое понятие 4.….. 1.Что заставило записать именно эту цитату? 2.Какие мысли вызвала эта фраза? 3.Какой вопрос возник в связи с ключевым понятием? 4.……..
Денотатный граф Способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия (от лат. denote обозначаю и греч. grapho пишу) Принципы построения 1. Выделение ключевого слова или словосочетания. 2. Чередование имени и глагола в графе (именем может быть одно существительное или группа существительных в сочетании с другими именными частями речи; глагол выражает динамику мысли, движение от понятия к его существенному признаку). 3. Точный выбор глагола, связывающего ключевое понятие и его существенный признак (глаголы, обозначающие цель, направлять, предполагать, приводить, давать и т. д.; глаголы, обозначающие процесс достижения результата достигать, осуществляться; глаголы, обозначающие предпосылки достижения результата, основываться, опираться, базироваться; глаголы-связки, с помощью которых осуществляется выход на определение значения понятия). 4. Дробление ключевого слова по мере построения графа на слова- «веточки». 5. Соотнесение каждого слова-«веточки» с ключевым словом с целью исключения каких-либо несоответствий, противоречий и т.
Аргументированное эссе Это литературное произведение (связный текст), написанное на спорную тему, в котором автор защищает некий тезис, относительно которого возможно привести доводы «за» и «против». Цели аргументированного эссе: 1) убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется противоположной позиции). 2) ясно сформулировать, почему предпочтительна именно та позиция, а не другая.
Структура эссе 1. Введение: формулировка темы; актуальность темы; расхождение мнений относительно темы; структура рассмотрения темы и переход к основному суждению 2. Основная часть: суждения (аргументы), которые выдвигает автор (2-3); определение основных понятий, используемых при выдвижении суждений; доказательства и поддержки - факты или примеры, поддерживающие суждение; рассмотрение контраргументов, или противоположных суждений (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе). 3. Заключение: повторение основного суждения; одно или два предложения, резюмирующие аргументы в защиту основного суждения; общее предупреждение о последствиях непринятия выдвигаемого суждения; общее заключение о полезности данного утверждения.
Рамочная работа с информацией 1.Прочесть весь текст. 2.Определить ключевые идеи содержания. 3.Подготовить презентацию в рамках заданного жанра. 4.Презентовать результаты работы и объяснить: как была организована работа группы; какие затруднения возникали в ходе работы; какая информация пригодилась, а какая была отправлена в корзину. Возможные «рамки»: доклад на кафедре; статья в педагогический журнал; рецензия; презентация на педагогическом совете; отчет в МОиН; тезисы к конференции …