Зачем нужна пунктуация?
Константин Паустовский СЛУЧАЙ В МАГАЗИНЕ АЛЬШВАНГА Зимой 1921 года я жил в Одессе, в бывшем магазине готового платья "Альшванг и компания". Я работал тогда секретарем в газете "Моряк". В ней вообще работало много молодых писателей, в том числе Катаев, Багрицкий, Бабель, Олеша и Ильф. Из старых, опытных писателей часто заходил к нам в редакцию только Андрей Соболь -милый, всегда чем-нибудь взволнованный, неусидчивый человек. Однажды Соболь принес в "Моряк" свой рассказ, раздерганный, спутанный, хотя и интересный по теме и, безусловно, талантливый. Все прочли этот рассказ и смутились: печатать его в таком небрежном виде было нельзя. Предложить Соболю исправить его никто не решался. В этом отношении Соболь был неумолим - и не столько из- за авторского самолюбия (его-то как раз у Соболя почти не было), сколько из-за нервозности: он не мог возвращаться к написанным своим вещам и терял к ним интерес.
Мы сидели и думали: что делать? Сидел с нами и наш корректор, старик Благов, бывший директор самой распространенной в России газеты "Русское слово", правая рука знаменитого издателя Сытина. Поздним вечером в магазин к нам пришёл Благов. - Вот что, - сказал он. - Я все думаю об этом рассказе Соболя. Талантливая вещь. Нельзя, чтобы она пропала. У меня, знаете, как у старого газетного волка, привычка не выпускать из рук хорошие рассказы. - Что же поделаешь! - ответил я. - Дайте мне рукопись. Клянусь честью, я не изменю в ней ни слова. Я останусь здесь и при вас я пройдусь по рукописи. - Что значит "пройдусь"? - спросил я. - "Пройтись" - это значит выправить. -Я же вам сказал, что не выброшу и не впишу ни одного слова. - А что же вы сделаете? - А вот увидите. В словах Благова я почувствовал нечто загадочное. Какая-то тайна вошла в эту зимнюю штормовую ночь в магазин Альшванга вместе с этим спокойным человеком. Надо было узнать эту тайну, и поэтому я согласился. Благов кончил работу над рукописью только к утру. Мне он рукописи не показал, пока мы не пришли в редакцию и машинистка не переписала ее начисто. Я прочел рассказ и онемел. Это была прозрачная литая проза. Все стало выпуклым, ясным. От прежней скомканности и словесного разброда не осталось и следа.
- Это чудо!- сказал я.- Как вы это сделали? - Да просто расставил правильно все знаки препинания. У Соболя с ними форменный кавардак. Особенно тщательно я расставил точки. И абзацы. Это великая вещь, милый мой. Еще Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания - это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. Рассказ был напечатан. А на следующий день в редакцию ворвался Соболь. Он был, как всегда, без кепки, волосы его были растрепаны, а глаза горели непонятным огнем. - Кто трогал мой рассказ? - закричал он неслыханным голосом и с размаху ударил палкой по столу, где лежали комплекты газет. Пыль густым облаком взлетела над столом. - Никто не трогал, - ответил я. - Можете проверить текст. - Ложь! - крикнул Соболь. - Брехня! Я все равно узнаю, кто трогал! Запахло скандалом. Робкие сотрудники начали быстро исчезать из комнаты.
Тогда Благов сказал спокойно и даже унылым голосом: - Если вы считаете, что правильно расставить в вашем рассказе знаки препинания - это значит тронуть его, то извольте: трогал его я. По своей обязанности корректора. Соболь бросился к Благову, схватил его за руки, крепко потряс их, потом обнял старика и троекратно, по-московски, поцеловал его. - Спасибо! - сказал взволнованно Соболь. - Вы дали мне чудесный урок. Но только жалко, что так поздно. Я чувствую себя преступником по отношению к своим прежним вещам. После этого я окончательно убедился, с какой поразительной силой действует на читателя точка, поставленная в нужном месте и вовремя г.
Почему герой рассказа писатель Андрей Соболь сказал, что он «чувствует себя преступником по отношению к своим прежним вещам»? Как вы понимаете его слова? Выпишите из текста предложения, в которых автор пишет о функциях знаков препинания. Согласны ли вы с его мнением? Расскажите о роли какого-либо знака препинания в этом тексте, взяв в качестве тезиса последнюю фразу текста К Паустовского.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания С.И.Львова: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
1 часть: вступление С.И.Львов сказал: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»». Действительно, без знаков препинания в письменной речи обойтись невозможно. Пунктуация служит целям общения людей. При помощи знаков препинания пишущий выражает определённые значения и оттенки, вкладываемые им в своё письменное высказывание, а читающий, видя пунктуационные знаки в тексте, на основании их воспринимает выражаемые ими значения и оттенки. Можно обойтись и без цитирования, например: Представьте, каким трудным было чтение в Древней Руси, когда не было знаков препинания. Но вот появилась точка. Это был первый дорожный указатель в лабиринте слов. После точки появились и другие знаки: запятая, точка с запятой, двоеточие и многоточие. Начали действовать вопросительный и восклицательный знаки, тире, скобки и кавычки. Так постепенно к концу XVIII века сложилась система знаков препинания. Четыре века ушло на то, чтобы текст приобрел привычный для нас вид. Вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений. Можно применить цитирование, например:
2 часть: основная Как же работают знаки препинания? Они выполняют две разные работы: разделяют и выделяют. Функции знаков препинания и примеры из текста, иллюстрирующие их. Функции знаков препинания: 1)Разделение (разделяющие знаки) 2)Выделение (выделяющие зн аки)
Разделяющие знаки. ? ! … Ставятся в конце предложения. Обозначают границу предложения. Разделяют предложения в тексте, помогают понимать написанное и читать текст с нужной интонацией.
Разделяющие знаки, Запятая разделяет : Однородные члены предложения. Простые предложения в составе сложного.
Разделяющие знаки ТИРЕ разделяет: Состав подлежащего и состав сказуемого. Прямую речь и слова автора. Простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.
Разделяющие знаки Двоеточие разделяет: Обобщающие слова и однородные члены при них. Слова автора и прямую речь. Простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения.
Разделяющие знаки ;ТОЧКА С ЗАПЯТОЙ Разделяет простые предложения в составе сложного бессоюзного предложения
Выделяющие знаки Запятые выделяют Вводные слова, обращения. Причастный оборот (обособленные определения). Деепричастный оборот, обороты с предлогами (обособленные обстоятельства). Обособленные дополнения. Уточняющие члены предложения.
Выделяющие знаки « » Кавычки выделяют прямую речь.
Практическая работа над основной частью Спишите, вставьте нужные по смыслу слова. В конце предложения ставится …, … или …. Эти знаки препинания обозначают границу предложения. Следовательно, они … предложения в тексте, помогая точно понимать написанное и читать текст с нужной интонацией. (пример из текста) В простом предложении встречаются такие знаки препинания: тире, …, …. Они либо разделяют, например …члены предложения, либо выделяют, например вводные слова, …. Это позволяет….,интонационно выделить….. (пример из текста).
Практическая работа над основной частью (продолжение) Простые предложения в составе сложного … запятой. Благодаря этому легче воспринимается мысль, выраженная в … предложении. (Пример из текста) В предложениях с прямой речью двоеточие … слова автора и прямую речь, а кавычки … прямую речь. Эти знаки помогают пишущему…, а читающему …. (пример из текста)
3 часть. Заключение Разделяя или выделяя слова, обороты, части предложения и предложения, знаки препинания устанавливают связи между ними, помогают пишущему точнее выразить мысль, а читающему правильнее её понять. К.Г.Паустовский писал: «Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться». Все мы бываем и в роли пишущих, и в роли читающих, поэтому знаки препинания должны быть едиными для всех людей, пользующихся языком. Знание пунктуации – залог осуществления главной функции языка - успешного общения людей.
На экзамене требуется: Найти в тексте необходимые для подтверждения ваших теоретических положений примеры использования знаков препинания (аргументы). Требуется привести два примера, иллюстрирующие разные функции знаков препинания.