«Как учились на Руси» или «Сказочные школы»
«В школу добрую речь вноси, из неё же словеснаго сору не износи. В дом отходя, школьных бытностей не кажи, сему и всякому товарищу накажи». Из устава школы Феофана Прокоповича
Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное». Первое упоминание об обучении детей встречается в русской летописи 988 года. Именно в этом году князь Владимир решил принять христианство и обратить в эту религию всех своих подданных. Тогда общая потребность в обучении грамоте усилилась необходимостью в грамотных людях для ведения церковных служб. Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное».
С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников. С образованием единого государства возросла потребность в грамотных людях. По решению Стоглавого собора при церквях и монастырях открылись школы для подготовки священников. Простых людей обучали специальные мастера «не духовного» звания, которые за питание и небольшую плату занимались в течение 2 лет. Развитие школ потребовало издания учебников.
В 1564 г. при поддержке Ивана Грозного в Москве на Печатном дворе И.Федоров и П.Мстиславец отпечатали первую книгу на русском языке- «Апостол».В 1565 г. из дается «Часослов»-первая книга для обучения грамоте. И.Федоров был не только издателем, но и талантливым редактором- переводил книги, редактировал их, писал «Введения» и «Заключения».
«Училище XIY в.» Миниатюра из « Жития Сергия Радонежского», конец XVI в.
«Обучение грамоте» (фрагмент). Миниатюра из «Жития Антония Сийского» середина XVII в.
А. Максимов КНИЖНОЕ НАУЧЕНИЕ В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев». В «Азбуковнике» мы находим подтверждение одного очень важного факта: образование на Руси в это время не было сословной привилегией. «Сего ради присно глаголю и глаголя не престану людям благочестивым во слышание, всякого чина же и сана, славным и худородным, богатым и убогим, даже и до последних земледельцев».
К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений. К 17 веку школ было уже довольно много и в городах, и в селах, и число их быстро росло. Это подтверждает существование книг под названием «Азбуковник». Это были сборники статей учебного, нравоучительного и энциклопедического характера. Наибольшее распространение получили азбуковники учебные. Они состояли из азбуки (со слогами и прописями), кратких сведений по русской, а иногда и греческой грамматике, по арифметике, религиозно- нравственных поучений.
Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда. Рябушкин А. «Школа XVII века» За неаккуратность и за школьные шалости не только секли розгами, но и ставили на несколько часов на колени на горох, оставляя без обеда.
Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси» Б. Кустодиев «Земская школа в Московской Руси»
К. Лебедев. ПЁТР I ПРИНИМАЕТ ЭКЗАМЕН У ВЕРНУВШИХСЯ ИЗ-ЗА ГРАНИЦЫ РУССКИХ (НОВИКОВ) При Петре I была учреждена Школа математических и навигационных наук. В ней учились мальчики и юноши всех сословий (кроме крепостных) лет. Были созданы пушкарская, госпитальная, приказная школы. Был издан указ о всеобщей учебной повинности для детей всех сословий (кроме крестьян). Было постановлено: без свидетельства об окончании обучения «жениться не допускать…».
А. Карнеев ОТПРАВЛЕНИЕ КРЕСТЬЯНСКОГО МАЛЬЧИКА В УЧИЛИЩЕ
Морозов А. СЕЛЬСКАЯ БЕСПЛАТНАЯ ШКОЛА В сельской школе 19 века могло быть 3 или 2 учительницы. Одна из них слушает устные ответы, другая следит за выполнением письменных работ. Дети все разного возраста.
Г. Рыбаков ВОЗВРАЩЕНИЕ ИЗ ШКОЛЫ
Н. Богданов-Бельский В ШКОЛУ
Н. Богданов-Бельский «УСТНЫЙ СЧЁТ»
Н. Богданов-Бельский УЧЕНИЦЫ
Н. Богданов-Бельский СОЧИНЕНИЕ
Н. Богданов-Бельский ДЕТИ НА УРОКЕ
М. Нестеров ЭКЗАМЕН В СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЕ
Д. Левицкий ПОРТРЕТ ВОСПИТАННИЦЫ ИМПЕРАТОРСКОГО ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ОБЩЕСТВА БЛАГОРОДНЫХ ДЕВИЦ Е.И. МОЛЧАНОВОЙ
М. Перов ПАНСИОНЕРКИ Во времена Екатерины II в 1764 году издается указ об основании Воспитательного общества благородных девиц на 200 человек при Смольном женском монастыре в Петербурге – Институт благородных девиц. Девочек с 4-6 – летнего возраста забирали из дома на 15 лет. Образование было в основном гуманитарным, воспитанниц усиленно учили иностранным языкам, музыке, домоводству, рукоделию. Из выпускниц института получались образованные учительницы, жёны, фрейлины.
В. Ермилов ДЕНЬ УЧИТЕЛЯ
Составитель заведующая библиотекой МОУ СОШ 5 Новиченко Анжелика Валерьевна