Преподаватель физики Высшая квалификационная категория Стаж работы 16 лет ОГОУ НПО «Профессиональное училище 33»
Реализация деятельностного подхода как условие повышения познавательного интереса к предмету физика
Противоречия Между традиционными методами педагогической деятельности и современными требованиями к образованному человеку Между программными требованиями и реальным уровнем обучения Между повышающейся ролью физических знаний и снижающемся интересом к ним Между подходами к представлению содержания традиционной учебно-методической литературой и учебно-методической нового поколения
Задачи: Проанализировать научно-методическую литературу по данной проблеме Рассмотреть основные факторы развития у учащихся познавательного интереса к изучению физики Разработать систему нетрадиционных форм проведения уроков Актуализировать практическую направленность предмета Повысить мотивацию обучения Совершенствовать навыки работы с различными типами информации Совершенствовать культуру учения Обеспечить возможности индивидуализации процесса обучения
Познавательный интерес Интеллектуальные процессы Эмоциональные процессы Регулятивные процессы Творческие процессы
Познавательная деятельность На уроках Работа с текстом Поисковая Выполнение Учащимися разных ролей Связанная с мыслительными операциями С оборудованием
решение задач у доски с комментариями, демонстрация опытов, выполнение практических заданий на местах, опрос учащимися друг друга, ознакомление с дополнительной информацией и выделение главного, подбор тестовых вопросов, придумывание игры с физическим содержанием, составление кроссвордов, защита рефератов, составление рассказа по рисунку и схеме, рисование физического явления, сопоставление теоретических материалов, изложенных в разных учебниках, составление опорного конспекта, иллюстрация явления примерами из жизни и на опытах, вывод формулы, преобразование формулы, составление алгоритма, создание определений, проведение научных наблюдений, работа с информацией, представленной в разных видах, формулирование итога работы, создание потребности в изучении какого-либо вопроса, сборка простейшего прибора из готовых узлов, конструирование прибора придумывание физических вопросов.
Подбор ассоциаций к изучаемому явлению, сведение полученных знаний в единое целое, анализ физических ситуаций, проведение доказательства, выдвижение гипотезы, сопоставление результатов (полученного ответа с реальностью), проведение сравнений, выделение главного, проведение анализа ответа ученика, объяснение факта (бытового, экспериментального), перекодирование информации из словесной формы в образную, графическую, обобщение ряда фактов, конкретизация понятия, проведение систематизации фактов (на основе хронологии событий), установление причинно-следственных связей.
составление простого плана параграфа учебника или статьи, составление тезисного плана, выделение частей текста: а) обосновывающих введение понятия, б) определение, в) доказательства, г) вывод формулы и др., создание структурно-логической схемы текста, иллюстрирование текста рисунками (юмористическими, строго научными и др.), дополнение текста новыми сведениями.
группировка приборов, относящихся к одной теме, деление приборов по теме на демонстрационные и лабораторные, составление паспорта прибора, составление к прибору инструкции по технике безопасности, составление сравнительной характеристики однотипных приборов, имеющихся в кабинете физики (например, динамометра демонстрационного и лабораторного, трубчатого, тягового, медицинского).
подбор цифр и фактов для тематических таблиц (например, «Скорость в живой природе», «Технические характеристики современных автомобилей»), поиск и подбор пословиц, поговорок, народных примет, загадок, которые могут быть объяснены с точки зрения физики, поиск отрывков из стихотворных произведений, в которых идет речь о физических явлениях, нахождение статей по физической или технической теме: а) в периодической печати, б) в Интернете, подбор иллюстраций к историческому материалу, информационному, биографическому и др., поиск высказываний ученых, деятелей техники о науке, ее отдельных вопросов, поиск интересных вопросов для вечеров занимательной физики и игры «Что? Где? Когда?», поиск информации, связанной с историей измерения одной величины в разных единицах (например, массы: в килограммах, тоннах, пудах, фунтах и т.д.).
. Вот перечень некоторых ролей: учителя при объяснении материала или анализе письменных работ, демонстратора при постановке опыта, исследователя при выполнении эксперимента, консультанта при решении задач, лаборанта при подборе оборудования, эксперта (проверяющего) при опросе и зачете, рецензента при оценке докладов, рефератов, ответов и решении задач, инженеров при сборке установок, техника демонстратора при использовании на уроках ТСО, специалистов по ремонту оборудования (электриков, механиков), библиотекарей информаторов для сообщений о наличии в школьной библиотеке книг и статей по изучаемой теме, менеджера по технике безопасности для подготовки инструкций по безопасной работе с конкретными приборами и контролем за состоянием кабинета физики.
Применение знаний по образцу и в незнакомых условиях Формулирование выводов проверка правильности решения решение проблемы Поиск способов решения проблемы Выдвижение гипотезы Формулирование проблемы Проблемная ситуация
Активные методы и формы обучения физике Нестандартные уроки Физические недели Метод проектов СеминарСообщения на уроке Исследование конкретной проблемы Написание рефератов Викторина Ролевые игры Конкурс рисунков на заданную тему Физический КВН Конкурс рефератов Физический вечер Использование ЭВМ Конкурс стенгазет Экскурсия