Экологическая тропа как важный фактор экологического воспитания школьников Горшкова Любовь Андреевна, зав.отделом профориентации и исследовательской работы школьников МОУ ДОД «Центр дополнительного образования детей им. В. Волошиной
Экологическая тропа – это частная форма экскурсии, сочетающая отдых и познание во время движения по специально разработанному маршруту в природе и позволяющая методами «раскрытого обучения» осваивать и закономерности природных процессов, и проявление антропогенного фактора, и нормы экологически грамотного поведения
Классификация учебных троп Одним из критериев классификации является длина маршрута или его продолжительность Экологические тропы также могут быть: Линейными Полукольцевыми Радиальными Назначение учебных троп: Познавательно - прогулочные (тропы выходного дня) – протяжённость в среднем 4-8 км Познавательно-туристические от нескольких десятков до нескольких сотен км). Длительность путешествия от 1-2 до 15 дней. Учебные экологические тропы (специализированные). Протяжённость – 2-3 км, время не более 3-х часов Специализированные экотропы (для людей с ограниченными возможностями
Критерии выбора маршрута Привлекательность тропы складывается из 3-х компонентов: красоты природы, её своеобразия и разнообразия Доступность для посетителей (подъездные пути, трасса тропы) Информативность - способность удовлетворять познавательные потребности людей в разных дисциплинах (биологии, географии, краеведения и т.д.)
Паспорт экологической тропы Название тропы. Месторасположение (область, район, населённый пункт) Проезд транспортом (вид транспорта, как проехать) Основное назначение тропы (на какую аудиторию рассчитана, с какой целью) Протяжённость экологической тропы Краткое описание маршрута (описание объектов, длительность экскурсии) Состояние экологической тропы Организации и учреждения, участвовавшие в создании экотропы Кем и когда разработан маршрут Ответственные за тропу (ФИО, должность, контактный телефон)
Формы работы со школьниками на учебной тропе Фенологические (и сезонные) наблюдения за растениями и животными; Мониторинговые исследования (вода, почва, воздух) Экскурсии по отдельным группам растений и животных; Изучение влияния среды на отдельные растения и животных (биоиндикация); Исследовательская работа со школьниками Интерактивные игры Творческие задания
Мониторинговые исследования (почвы, воды, воздуха), биоиндикация
Орнитологические наблюдения, энтомологические сборы
Сбор материала для исследовательских работ школьников
Знакомство с отдельными видами растений, животных, сообществами
Литература 1.Гижицкая С.Д., Факторович Л.В., Влазнева А.Е. Научно-методические основы проведения экологических троп. –Экологическая библиотека ИСАР-Сибирь «Земля – наш общий дом», -Новосибирск. – – вып. 3, с Захлевный А.Н. На экологической тропе (опыт экологического воспитания). – М.: Знание. – Чижова В.П., Буторина Н.Н., Орестов Я.И. Тропа в гармонии с природой \\ сборник российского и зарубежного опыта по созданию экологических троп. М.: Р. Валент, Горшкова Л.А., Вахрамеева А.О. Примерный план проведения экологической тропы для младших школьников «Деревья и кустарника парка Искитимского» \\ сборник методических материалов «Развитие экологического мировоззрения детей средствами дополнительного образования». – Кемерово – с Аверина Е.П., Горшкова Л.А., Демиденко Н.В. Карманный справочник «Экологическая тропа «Черневая тайга»