* Работу выполнила: Немчанинова Юлия Андреевна * Класс: 9а * МОУ «Эммаусская СОШ» * Руководитель: Егорова Любовь Анатольевна.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
История Новоторжского Борисоглебского монастыря Подготовил ученик 5 «Б» класса МОУ «Средняя школа 11» г. Кимры Белов Сергей.
Advertisements

История Борисоглебского монастыря Презентацию выполнила: Волкова Виктория Алексеевна. Г.Кимры МОУСредняя школа 5 9А класс Педагог: Волкова Анастасия Юрьевна.
Благоверные князья Борис и Глеб. (в святом крещении - Роман и Давид). Они первые русские святые, канонизированные Русской церковью.
ПРОЕКТНАЯ РАБОТА НА ТЕМУ « ПЕРВЫЕ РУССКИЕ СВЯТЫЕ-КНЯЗЬЯ БОРИС И ГЛЕБ» УЧЕНИЦЫ 7 «Б» КЛАССА МБОУ СОШ 3 Г. АРДОНА УРУСОВОЙ АЛАНЫ.
История Борисоглебского монастыря Работу выполнил: Гурак Юрий Михайлович Класс: 7 МОУ «Эммаусская СОШ» Руководитель: Егорова Любовь Анатольевна.
Храмы, воздвигнутые в честь Параскевы Пятницы На Руси издревле Святая Параскева считается целительницей душевных и телесных недугов, хранительницей семейного.
Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного православный храм, расположенный на Красной площади Китай-города.
«Сказание о Борисе и Глебе». 1.Фрагмент из летописи. 2.Святополк. 3.Борис. 4.Глеб. 5.Дополнительная информация. 6.Ответим на вопросы. 7.Источники.
Византийское наследие и архитектурные особенности собора Святой Софии в Киеве Презентация Хайруллиной Алины, 10 « б »
Автор работы Нефёдова Екатерина Семендяевская основная общеобразовательная школа.
Киевская Русь при Владимире Святославиче.. Князь Владимир и былины. После смерти Святослава между его детьми сидевшими в разных городах началась война.
ПРАВЛЕНИЕ ЯРОСЛАВА МУДРОГО гг Куляшова И.П. МОУ-СОШ 3 г. Красноуфимск.
« Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром » Батищева Галина Михайловна, Батищева Галина Михайловна, учитель истории и обществознания МОУ.
Киевская София Шедевры русского храмового зодчества.
Тема урока: Золотое кольцо России. Цели урока: 1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми достопримечательностями. 2. Развивать.
Свято-Троицкий Сергиев монастырь (село Варницы) Троице-Сергиев монастырь был заложен на месте рождения Сергия и его родителей в нынешнем селе Варницы.
Храм Василия Блаженного выполнил Руденко Максим
Храм Василия Блаженного Максимов Иван 8 е школа 1173 ЮАО г. Москва.
Подобрать материал к теме «Шатровое зодчество – уникальный стиль русского храмостроения» и изучить его. Ознакомится с Шатровым зодчеством Древней Руси.
Боголюбский монастырь. Подготовил работу ученик 10 Б класса Круглов Даниил.
Транксрипт:

* Работу выполнила: Немчанинова Юлия Андреевна * Класс: 9а * МОУ «Эммаусская СОШ» * Руководитель: Егорова Любовь Анатольевна

Название обители возникло от имён двух князей Бориса и Глеба, в честь которых был заложен первый храм. Князья Борис и Глеб, любимые дети великого князя Владимира, просветившего светом веры Христовой всю Русь, отличались благочестием и крепкой верой. Преподобный Ефрем служил им в боярском чине, в звании конюшего. Родом он был из Угорской земли и имел двух родных братьев Георгия и Моисея, служивших при тех же князьях. Преподобный, от юности своей наученный вере христианской, при служении таким благочестивым князьям, каковы были Борис и Глеб, ещё более укреплялся в твёрдости веры и молитвенном возвышении духа Христова. Он всецело был предан господам. Любовь, приверженность и все совершенная преданность князьям до того были сильны во всех трёх братьях, что все они готовы были поло жить душу за них.

Каноническая версия, известная, как из летописного материала, так и по древнерусским агиографическим сказаниям, рассказывает множество подробностей о гибели братьев. В 1015 году заболел отец братьев великий князь Владимир Святославич, и Борис был призван в Киев. Вскоре по его прибытии стало известно о вторжении печенегов, и отец послал его с дружиною для отражения их набегов. Борис нигде не встретил печенегов и, возвращаясь обратно, остановился на реке Альте. Здесь он узнал о смерти отца и о занятии великокняжеского стола сводным братом Святополком. Дружина предложила идти на Киев и овладеть престолом, но Борис не хотел нарушать святости родовых отношений и с негодованием отверг это предложение, вследствие чего дружинники отца покинули его и он остался с одними своими отроками. Между тем Святополк, который, извещая Бориса о смерти отца, предлагал быть с ним в любви и увеличить его удел, хотел убийством сыновей Владимира (сам он должен считаться сыном Ярополка, так как его мать, которую Владимир отнял у своего брата, была в тот момент беременна поэтому его называют то сыном Владимиру, то племянником) устранить соперников по обладанию княжеством. Святополк отправил Путшу и вышегородских бояр для убийства брата так как симпатии к Борису народа и дружины делали его опасным соперником. Путша с товарищами пришёл на Альту, к шатру Бориса, ночью на 24 (30) июля; услыхав пение псалмов, доносившееся из шатра, Путша решился дождаться, пока Борис ляжет спать. Как только Борис, вдвойне опечаленный и смертью отца и слухами о злодейском намерении брата, окончил молитву и лёг спать, ворвались убийцы и копьями пронзили Бориса и его слугу венгра Георгия, пытавшегося защитить господина собственным телом. Ещё дышавшего Бориса убийцы завернули в шатёрное полотно и повезли. Святополк, узнав что он ещё жив, послал двух варягов убить его, что те и сделали, пронзив его мечом в сердце. Тело Бориса тайно было привезено в Вышгород и там погребено у церкви

* После убийства Бориса Святополк позвал в Киев Глеба, опасаясь, что будучи с убитым Борисом не только единокровным, но и единоутробным братом, тот может стать мстителем. Когда Глеб остановился возле Смоленска, он получил от четвёртого брата Ярослава Мудрого известие о смерти отца, о занятии Киева Святополком, об убийстве им Бориса и о намерении убить и его, Глеба; при этом Ярослав советовал ему не ездить в Киев. Как гласит житие, когда юный князь со слезами молился об отце и брате, явились посланные к нему Святополком и проявили явное намерение убить его. Сопровождавшие его отроки, по известиям летописей, приуныли, а по житиям святого князя им запрещено было употреблять в защиту его оружие. Горясер, стоявший во главе посланных Святополком, приказал зарезать князя его же повару, родом торчину. Убийство Глеба произошло 5 сентября 1015 года. Тело Глеба убийцы погребли «на пусте месте, на бризе межи двумя колодами» (то есть в простом гробу, состоящем из двух выдолбленных брёвен). Е. Голубинский считает, что речь идёт о погребении тела непосредственно на месте убийства на берегу Днепра вниз от Смоленска в пяти верстах от города.[5] * В 1019 году, когда Ярослав занял Киев, по его приказу тело Глеба было отыскано, привезено в Вышгород и погребено, вместе с телом Бориса, у церкви Святого Василия.

Смерть Бориса и Глебы

Борисоглебский монастырь со времени своего существования перенёс множество тяжких бедствий. Вместе с отечеством своим он пре терпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах в 1167, в 1181, 1372 годах. В 1237 году подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды. Первый раз - во времена великого князя Александра Невского, а 1258 году, когда литовцы захватили город Торжок, разорили монастырь и разогнали братию. Другой раз - в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения Пресвятой Богородицы была сожжена, и в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и некоторыми людьми. Но замечательно, что при всех гибельных разорениях каменная церковь, построенная преподобным, оставалась целой и неповреждённой. После столь многократных разорений и опустошений Борисоглебская обитель была приведена в такую нищету и бедность, что в конце ХIУ - начале ХУ веков в ней не было ни одного инока, знавшего грамоту, достояние монастыря по описи было очень скудным. Далее начинается новый период времени для обители. Это период её благоустройства, процветания и возвышения, которых она достигла усердием и ревностью своих настоятелей. Одни из них предпринимали много ходатайств пред государями, испрашивая у них различные средства для благоустройства обители, и в этом имели благополучный успех. Другие настоятели своим влиянием располагали к значительным пожертвованиям благотворительных лиц, которые на свои средства сооружали и исправляли многое в монастыре, служившее к украшению его. Но единственное общее стремление у всех настоятелей к возвышению обители - это строгая иноческая жизнь, соблюдение церковных уставов и продолжительные богослужения в духе древнего православия, что и было главной причиной возвышения обители.

Храмы монастыря: 1.Собор Бориса и Глеба 2.Церковь Спаса Нерукотворного Образа (надвратная) 3.Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы 4.Церковь Входа Господня в Иерусалим Другие постройки монастыря: 5. Настоятельский корпус (1717 г.) 6. Братский корпус (XVII - нач. XIX вв.) 7. Духовное правление и странноприимный дом ( гг.) 8. Свечная башня (1809 г.).) 9. Стены и башни ограды (XVIII в.) 10. Ворота 11.Погреб-ледник 12.Монастырские постройки 13.Постройки бывшего хозяйственного двора

Первый каменный собор простоял около 700 лет. В 1577г., при Иване Грозном, были пристроены два придела. Собор сильно пострадал в 1607г. при взятии Торжка поляками. Пожар 1742г. уничтожил деревянные стены Торжка. Возрождение монастыря началось во второй половине XVIIIв. На месте древнего был в гг. построен новый Борисоглебский собор по проекту архитектора Н.А.Львова. Большой и величественный собор классически ясен. Фасады обработаны дорическими портиками. Широкий, слегка приплюснутый восьмигранный барабан и четыре малые купола по углам придают собору некоторую грузность. Декоративные детали обработки нарядны и торжественны. На снимке - южный фасад собора. Надвратная церковь-колокольня Борисоглебского монастыря заложена в 1804г., через год после смерти Н.А.Львова, как предполагают исследователи, по его проекту. Строительство вел местный архитектор Ананьин. Многоярусная колокольня, увенчанная шпилем, возвышается над всем городом, привлекая внимание легкостью и красотой своего силуэта. В нижнем ярусе был арочный проем - главный вход в монастырь. Во втором ярусе размещалась церковь, в третьем расположены арки звона. Верхний ярус выполнен в виде круглой сквозной беседки. Башня в углу монастырской стены, противоположном колокольне, в XIXв. В башне разместилась монастырская библиотека. Сооружение необычно по своим формам. Верхняя часть башни была восстановлена в ходе реставрации в 1970-х х гг. и с тех пор не ремонтировалась.Входо- Иерусалимская церковь построена в 1717г. между настоятельскими корпусами примерно того же времени. Реставрировалась в 1980-х гг.Введенская церковь - самая древняя постройка Борисоглебского монастыря. Она построена в XVIIв. на месте сожженной поляками древней деревянной церкви. В XIXв. было пристроено крыльцо. Колокольня, увенчанная восьмигранным шатром, видимо, построена в одно время с церковью.

1) h dob/efrem/efrem_monastir.htm 2) h 9 3) h