Трансформация в жилищной сфере и новые задачи жилищного просвещения Шомина Е.С. Профессор кафедры МСУ НИУ-ВШЭ 2
За последние 20 лет произошла существенная трансформация прав собственности на имущество в жилищной сфере. статуса жителей институтов ЖКХ роли и ответственности муниципалитетов 3
Трансформация статуса жителя Житель - в основном - был КВАРТИРОСЪЕМЩИКОМ государственной квартиры в МКД Теперь житель в основном стал СОБСТВЕННИКОМ квартиры в МКД 4
Трансформация роли жителя: от бесправного потребителя (нахлебника) услуг, не уважаемого работниками жилищно- коммунальной сферы, к жителю – основному плательщику и, как этого требует Жилищный кодекс, – основному заказчику жилищных и коммунальных услуг, который, как правило, не умеет ни заказывать, ни оценивать услуги - 5
Трансформация прав собственности на имущество в жилищной сфере. Основным собственником = домовладельцем сначала было государство (ведомство) Потом в результате муниципализации – основным собственником стал муниципалитет Сейчас кроме муниципалитета, жилищным фондом владеют тысячи частных и юридических лиц. 6
Кто принимает решения? раньше все решения принимал домовладелец (муниципалитет), а теперь решение должно быть продуктом коллективной работы всех собственников: 1) множества индивидуальных собственников = владельцев отдельных квартир, 2) муниципалитета – как владельца неприватизированных квартир, 3) плюс владельцев нежилых помещений (магазина, аптеки, библиотеки …). 7
Коллективное решение должно основываться на жилищной демократии Роль жителей и масштаб их участия на практике зависит не от законодательства, а от уровня вовлеченности жителей в управление своей недвижимостью. Не столько важен уровень «кворума», сколько своевременная, честная и понятная информация, которая может помочь жителям принять наиболее оптимальное решение. Информирование жителей является одной из важнейших составляющих жилищного просвещения. 8
Трансформация институтов ЖКХ Все структуры ЖКХ были государственными Все входили в жесткую иерархическую структуру Сейчас, в основном, все стали частными, никому (в т.ч. и собственникам) неподотчетными 9
трансформация роли муниципалитетов, Небольшая жилищная собственность муниципалитета «рассредоточена», рассыпана по сотням многоквартирных зданий Качество муниципального жилищного фонда в основном очень низкое 10
«Конфликт ролей» муниципалитета Муниципалитет как собственник жилищного фонда, которому нужны средства для ремонта своего имущества вступает в конфликт с муниципалитетом, как публичной властью, отвечающей за благосостояние всех жителей и обязанных содействовать в улучшении жилищных условий всех 11
все это требует создания принципиально иных отношений в этой сфере, которые могут быть созданы только при участии грамотного жителя. Это, в свою очередь, требует и дальнейшего разворачивания борьбы с жилищной неграмотностью Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ12
Давайте объединять усилия Население «бьется …» Общественные организации им пытаются помощь – но сил и средств катастрофически не хватает Государственные и муниципальные программы испытывают нехватку «голов» и «идей» Так объединим же наши усилия… Внимательно прочитаем
просветительство процесс более гибкий и оперативный, просветительские программы гораздо быстрее откликаются и адаптируются к потребностям слушателей, к изменению ситуации и законодательства. Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ14
И сегодня сфера ЖКХ не хочет иметь дело с грамотным жителем. Однако слишком серьезны и масштабны прошедшие изменения: и новый расклад сил в сфере недвижимости, и новые группы жителей, и полные (к тому же большие!) платежи, и новые игроки, и новая ответственность – все это требует создания принципиально иных отношений в этой сфере, которые могут быть созданы только при участии грамотного жителя. Это, в свою очередь, требует и дальнейшего разворачивания борьбы с жилищной неграмотностью Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ15
дискуссия и о терминологии: «что есть просвещение?», «что есть образование?», в том числе жилищное просвещение и жилищное образование. Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ16
программы просвещения должны быть предназначены в первую очередь для небезразличных жителей – волонтеров, активистов, для которых работа в жилищной сфере направлена в первую очередь на улучшение своей жилой среды и среды для своих детей и близких и не предполагает получения заработка, хорошо, если благодарности. Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ17
Профессиональное обучение ориентировано на получение новых профессиональных навыков и компетенций и рассчитано на профессионалов, которых жители могут нанять на работу и будут платить им за эту работу деньги. Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ18
в профессиональное обучение необходимо добавить гуманитарные блоки модели сотрудничества с жителями стандарты взаимодействия с жителями- клиентами, подготовка и проведение собраний и технологии голосования, технологии самых разных опросов, которые будущие управленцы смогут использовать, чтобы узнать мнение жителей Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ19
Из профессионального коммунального арсенала жителям должны быть понятны и доступны стандарты предоставления и качества услуг; механизмы оценки стандартов и качества; процедуры снижения платежей при не соблюдении качества предоставления услуг и т.п. стандарты раскрытия информации и т.д. Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ20
Наши технологии и наработки сегодня уже активно используют и умный бизнес, и достойная власть – давайте объединять усилия Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ21
Киров, май
Приглашение от ресторана 23
Петровское /УК 24
Жилищные уроки в Красноярском крае Поддержка министра образования Края При поддержке института повышения квалификации Пилотный проект в 10 школах Шомина Е.С. ГУ-ВШЭ25
Необходимо Много пособий – кратких, доступных, большими тиражами Создать общероссийскую программу на ТВ Ассоциация ТСЖ и ЖСК + Ресурсный центр жилищного просвещения Открыть информационно-консультационные центры максимально близкие и доступные жителям Поддержать Центры жилищного просвещения
Давайте объединять усилия Население «бьется …» Общественные организации им пытаются помощь – но сил и средств катастрофически не хватает Государственные и муниципальные программы испытывают нехватку «голов» и «идей» Так объединим же наши усилия… Внимательно прочитаем
Новая организация Екатеринбурга 28
Пример: Интернет-сайт комитета ТОС «Улица Верхняя»