ЭБС НГТУ Правовая основа Авторские права. По закону о библиотечном деле: библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неженский С.А. координационно-технологический центр НЭБ Юридические основы предоставления доступа пользователей НЭБ к полнотекстовым ресурсам, защищенным.
Advertisements

Обеспечение доступности информационных ресурсов электронной библиотеки образовательного учреждения без нарушения авторских прав правообладателей Граник.
Использование электронных версий учебных изданий «Академии» на современном этапе.
О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013.
ПРОЦЕДУРА ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ УНИВЕРСИТЕТА (октябрь 2011 года)
Правовая охрана программ для ЭВМ и баз данных в полном объёме введена в Российской Федерации Законом "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных,
LOGO Проректор по УР к.м.н., доцент Ходакова О.В. Электронное сопровождение образовательного процесса в формате требований ФГОС ВПО.
Круглый стол: Правовое обеспечение создания и использования электронных изданий учебного назначения, электронных образовательных и электронных информационных.
Заместитель директора НБ БГУ по библиотечнымтехнологиям Н. А. Москвитина.
«Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам и сформированной.
Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ) Правовое регулирование создания и использования цифрового научно-образовательного.
Электронная библиотека Сводного каталога библиотек АПК. Аветисов Михаил Андреевич, главный технолог ЦНСХБ 15 апреля 2014 года.
Создание единой информационной образовательной среды Тверских профессиональных учебных заведений.
1 Рекомендации по формированию списков литературы в программах учебных дисциплин нового поколения Состояние дел по направлению – Психолого-педагогическое.
Научная библиотека. Каждый обучающийся должен быть обеспечен доступом к электронно - библиотечной системе, содержащей издания по основным изучаемым дисциплинам.
Шубин М.А. координационно-технологический центр НЭБ Национальная электронная библиотека и открытый фонд электронного общественного достояния.
ДОК ДОКЛАД О КАЧЕСТВЕ 2013 ИТОГИ ЛИЦЕНЗИОННОГО КОНТРОЛЯ ЗА 2013 И ОСОБЕННОСТИ 2014 Бобылев Виталий Викторович начальник отдела федерального надзора в области.
СОБЛЮДЕНИЕ авторского права в деятельности библиотек.
Порядок доступа педагогических работников к информационно-телекоммуникационным сетям и базам данных, учебным и методическим материалам, музейным фондам,
Значение ЭБС в образовании. Подготовил: Студент ДКИ-3\Подолякин Н.Д.
Транксрипт:

ЭБС НГТУ Правовая основа Авторские права

По закону о библиотечном деле: библиотека – это информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;

Согласно ежегодным отраслевым докладам по ЭБС от Роспечати в частности по последнему 2012 г.: ЭБС является одним из трех элементов вузовского обеспечения требований ФГОС ВПО по библиотечным ресурсам наряду с традиционной библиотекой (библиотечным фондом) изданий в твердых копиях и специализированными издательскими базами данных периодики и иных произведений.

По ранее изданной инструкции Рособрнадзора 2011 г. в части лицензионных требований к вузам под ЭБС понимается организованная коллекция электронных документов, включающая учебные, учебно-методические и иные издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно- исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающая возможность доступа к ним через сеть Интернет. В функциональном смысле ЭБС можно определить, например, как систематизированную путем каталогизации по библиотечным правилам базу данных авторских произведений и иных материалов в цифровой форме, предназначенную для использования в образовательных, научных, культурных и иных информационных целях путем предоставления доступа авторизованным пользователям через телекоммуникационную сеть в интерактивном режиме. ).

При этом основными организационными признаками ЭБС являются следующие: все 100% обучающихся в вузе независимо от формы дневной, вечерней или заочной должны быть обеспечены доступом к ЭБС вуза; доступ обучающихся должен быть индивидуальным, то есть по персональному логину и паролю для входа в ЭБС; доступ должен быть неограниченным по времени (24 часа в сутки, 7 дней в неделю, в течение всего периода обучения и т.д.); доступ должен быть неограниченным по месту, то есть возможность входа в систему должна быть из любой точке входа в сеть Интернет; ЭБС должна быть укомплектована изданиями учебной, учебно- методической и иной литературы по всем дисциплинам, изучаемым в вузе в рамках ФГОС ВПО, как минимум в части дисциплин базовой части; ЭБС должна быть сформирована на основании прямых договоров с правообладателями в соответствии с нормативными положениями интеллектуальной собственности по ч. 4 ГК РФ.

В соответствие с ч.4 ГК РФ на ЭБС не распространяются традиционные библиотечные льготы по предоставлению пользователям цифровых экземпляров в помещениях библиотек по п. 2 ст ГК РФ, так как ЭБС не имеет пространственных пределов (помещений). Отсюда следует, что: вуз может свободно использовать в составе своей ЭБС материалы (произведения), находящиеся в общественном достоянии (public domain), то есть такие, авторы которых умерли 70 лет назад и более; вузы в основном располагают фондами и ресурсами, как в бумажном, так и электронном виде, созданными научно-преподавательским составом работников самого вуза. Причем такие авторские материалы преимущественно представлены типографскими работами местного вузовского издательства либо существуют в виде т.н. «самоинициативных» авторских разработок без издательской верстки, то есть без редактуры, рецензирования и т.д.

Авторские права на использование такого контента, в том числе в составе ЭБС, принадлежат соответственно самим авторам, либо вузовскому издательству, если материалы прошли через издательство и оно создано как самостоятельное юридическое лицо, либо вузу. В последнем случае вуз может быть обладателем ограниченных лицензионных прав, если издательство в качестве структурного подразделения вуза заключало с автором издательский лицензионный договор на издание произведения от имени вуза, либо вуз может обладать исключительным авторским правом в полном объеме, если ранее заключался договор об отчуждении такого права от автора вузу. Кроме того, вуз будет «полным» правообладателем также в случае, если само произведения можно отнести к категории служебных по ст ГК РФ.

Для наполнения вузовской ЭБС авторским контентом работников вуза можно предложить три возможные модели договоров при неопределенности или отсутствии статуса служебного произведения: «Мягкое» лицензирование предполагает предоставление вузу со стороны автора лицензии на использование авторского произведения в составе ЭБС на неисключительной основе. Достоинства – автор не лишается права использования произведения любыми способами и более оправданными являются безвозмездные отношения между автором и вузом. Основной недостаток – вуз не сможет обеспечить защиту авторских прав ни для автора, ни для самого вуза, произведения могут распространяться достаточно широко за пределы ЭБС вуза – теряется контроль за качеством материала.

«Жесткое» лицензирование с предоставление вузу исключительной (эксклюзивной) лицензии на весь срок действия исключительного права и на территории всего мира. Достоинства – вуз может предъявлять иски к любым нарушителям лицензионных прав как в свою пользу, так и в пользу автора по договоренности, повышается контролируемость распространения материала. Недостатки – авторы практически лишены некоторых прав на произведения, менее оправданной является конструкция безвозмездных отношений.

Отчуждение исключительного права от автора вузу в полном объеме. Достоинства – у вуза максимально сильное право на использование произведения в любой форме и любым способом. Недостатки – автор лишается всех юридически значимых прав использования своим произведением, для ЭБС вуза основная масса авторских прав является просто излишней и вузу не нужна, предполагается скорее платная основа взаимоотношений автора и вуза.

Потенциальные юридические риски 1. Обычно авторы не помнят или не вникают в ранее возникшие юридические отношения с их участием по поводу прежних публикаций или изданий их произведений в других местах – тогда вуз станет невольным нарушителем чьих-то издательских прав. 2. Неравномерно истекают сроки лицензионных договоров на отдельные ресурсы ЭБС вуза, что требует затрат на постоянный мониторинг правовой обеспеченности контента ЭБС. 3. Проблема плагиата, особенно в «самоинициативных» материалах, не прошедших издательскую обработку.

Регистрационные процедуры 1. Регистрация ЭБС вуза как СМИ. 2. Регистрация программной оболочки ЭБС. 3. Регистрация материалов ЭБС в качестве базы данных.