Поленов Василий Дмитриевич ( 1 июня 1844 года – 18 июля 1927 года)
Когда вы задумали писать, то, уже стоя перед мольбертом и глядя на чистый лист, непременно думаете, что это будет ваша лучшая работа - только тогда, крепко веруя в свое начинание, приступайте к делу. В.Д. Поленов
Василий Дмитриевич Поленов - фигура в русском искусстве в некотором роде загадочная. В историю искусства он вошел своим тихим, но очень сильным и проникновенным словом поэта в живописи, открывшего интимный мир старинной русской усадьбы, тайну притягательной красоты национального пейзажа и красочного величия Востока.
Поленов родился в Петербурге 20 мая (1 июня) 1844 года в культурной дворянской семье. Его отец - Дмитрий Васильевич Поленов, сын академика по отделению русского языка и словесности, - был известным археологом и библиографом. Мать художника, Мария Алексеевна, урожденная Воейкова, писала книги для детей, занималась живописью.
Когда Поленову было около 10 лет, родители приняли решение отвезти сына в имение Имоченцы в Олонецкой губернии, это место можно назвать местом встречи маленького Поленова и природы. С этого момента, Поленов становиться преданным служителем и обожателем природы на всю оставшуюся жизнь.
В 1914 году Игорь Грабарь, известный историк искусства и художник, попечитель Третьяковской галереи, занятый переустройством ее экспозиции, писал Поленову: «Я совершенно согласен с Вами, что в Вас сидит или, если угодно, сидело целых три художника: средневековый, "московский" и палестинский или вообще восточный, и что все они весьма мало связаны один с другим».
С 1872 по 1876 года Поленов провел заграницей, он побывал и в Германии, и в Италии, и во Франции. Для молодого художника это было временем самоопределения. Здесь ему, наконец-то, удалось познакомиться с творчеством своего любимого живописца - Паоло Веронезе, познакомиться с искусством импрессионистов и барбизонцев. Для Поленова особо продуктивным оказалось время пребывания в Нормандии, ведь именно там были написаны картины, на которых уже ощущалась кисть будущего живописца.
Средневековый период «Право господина»
В 1877 году Поленов меняет место жительства и переезжает жить в Москву. Следующий год стал рубежным для художника. Именно в этом году Поленов наряду с Репиным стал членом Товарищества передвижных выставок. В этом же году, Поленову удалось показать свою работу «Московский дворик» на VI передвижной выставке. Это принесло художнику огромную славу, а также стало началом нового веяния в живописи - «интимного» пейзажа, который вобрал в себя многие элементы жанровой картины.
Бабушкин сад
В 1899 году Поленову удается во второй раз отправиться на Восток с целью найти, как можно больше материала для своей грандиозной серии «Из жизни Христа». Цикл этих картин Поленову удалось завершить к 1909 году. Выставка этих картин вызвала довольно серьезный резонанс, а также стала одним из самых крупных событий тех лет.
Возвестила радость плачущим
О творчестве Творчество Василия Дмитриевича Поленова – одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Замечательный пейзажист, он развил в русском искусстве системы пленэрной живописи, создал произведения, полные поэзии и лиризма, красоты и правдивости, свежести живописного решения. Многогранное творчество художника не исчерпывалось достижениями в области пейзажного жанра. Живописец и театральный художник, архитектор и музыкант, он раскрыл свое дарование в каждом из жанров и видов искусства, во многих отношениях выступил как новатор…
Этапы жизни 1844 (1 июня) родился в Петербурге в семье потомственных дворян Берет уроки рисования и живописи у П.П. Чистякова Переезжает с родителями в Петрозаводск, учится в гимназии Поступает одновременно на физико-математический факультет Петербургского университета и в Академию художеств – 1876 Пенсионерская командировка Женится на Наталье Васильевне Якунчиковой ( ) Входит в состав Комитета по созданию Музея изящных искусств имени императора Александра III 1903 Исполняет проект церкви для села Бёхово 1926 Поленову присвоено звание народного художника Республики (18 июля) Скончался в Борке. Похоронен на кладбище в Бёхове
Фотографии и автопортреты
Галерея шедевров
Заросший пруд (1879) Холст » 77x121.8 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галерею
Холст » 79x158 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галерею На Тивериадском (Генисаретском) озере (1888)
Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственный мемориальный историко-художественный и природный музей-заповедник В.Д. Поленова, Поленово, Тульская область В галерею В галереюЗолотая осень (1893)
Холст » 135x187 см Жанр: » Жанровая сцена Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюБольная (1886)
Холст » 64.5x80.1 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея В галерею В галереюМосковский дворик (1878)
Холст » 40.7x28 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галерею Успенский собор. Южные врата (1877)
Холст » 48x85 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюРанний снег (1891)
Холст » 325x611 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галерею Христос и грешница (Кто без греха?) (1888)
Холст » 43.5x30 см Жанр: » Религиозный сюжет Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюМарфа приняла Его в дом свой ( е)
Холст » 29.8x43.3 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственная Третьяковская галерея, Москва В галерею В галереюПарфенон. Храм Афины-Парфенос ( )
Холст » 61x46 см Жанр: » Пейзаж Техника: » Масло Музей » Государственный Русский музей, Санкт-Петербург В галерею В галереюВ парке Местечко Вёль в Нормандии (1874)
Последний период в творчестве Поленова был связан с разбитой им на берегу Оки усадьбой «Борок». В 1892 году Поленов переехал в собственный дом, который был построен по его же проекту. Поленов часто мечтал о том, как превратит свою усадьбу в «гнездо художников» и первый провинциальный общедоступный музей. Также он основал народный театр для крестьян и построил церковь. Поленов довольно интенсивно занимался театром, работал также в качестве председателя в народном театре.
Большой дом
Мастерская «Аббатство»
Столовая
Библиотека
Знаком оценки новой властью заслуг художника стало присвоение ему в числе первых звания народного художника РСФСР. Это случилось в 1926 году, а в следующем году, 18 июля, Поленов скончался в собственной усадьбе. Похоронили его на деревенском кладбище.
Часовня на месте захоронения В.Д.Поленова