Анализ методов психологического сопровождения формирования УУД у младших школьников
Мониторинг УУД в 1 классе Цель мониторинга отслеживание процесса развития метапредметных УУД учащихся 1-4 классов для проектирования учебного процесса и принятия своевременных управленческих решений.
Задачи мониторинга УУД Определение уровня сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе Отслеживание индивидуальной динамики продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам. Определение проблемных зон в решении задач образования учащихся и определение возможных путей их ликвидации. Разработка стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.
Участники мониторинга: Респонденты (учащиеся) Исполнители (педагог начальной школы и педагог-психолог)
Задание Ответьте на следующие вопросы: 1. Обоснуйте целесообразность выбора методик для диагностики сформированности универсальных учебных действий? 2. Назовите критерии, по которым осуществлялся выбор диагностического инструментария блоков УУД?
Психодиагностический инструментарий личностных УУД «Беседа о школе»«Дерево»Моральная дилемма Эмоциональный уровень самооценки Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы Задание на выявление уровня моральной децентрации Казуальная атрибуция
«Беседа о школе» «Дерево» изучение Я- концепции и самооценки личности Эмоциональный уровень самооценки выявление эмоционального уровня самооценки, социальной заинтересованности, сложности Я-концепции. выявление сформированности внутренней позиции школьника, его мотивации учения. Казуальная атрибуция выявление адекватности понимания учащимся причин успеха / неуспеха в деятельности. Моральная дилемма действия нравственно- этического оценивания Задание на учет мотивов героев в решении моральной дилеммы действия нравственно- этического оценивания, учет мотивов и намерений героев Задание на выявление уровня моральной децентрации выявление уровня моральной децентрации как способности к координации (соотнесению) трех норм: справедливого распределения, ответственности, взаимопомощи на основе принципа компенсации.
Критерии и методы оценки личностного компонента УУД
Психодиагностический инструментарий регулятивных и познавательных УУД РавенБендер Тулуз – Пьерон Опросник «Саморегуляция»
Прогрессивные матрицы Равена выявление уровня развития невербального интеллекта, сформированность познавательных универсальных учебных действий, определение зоны ближайшего развития. Зрительно- моторный гештальт тест Л. Бендер оценка уровня развития способности к пространственной организации визуального стимульного материала и зрительно-моторной координации у детей в возрасте от 3 до 12 лет. Тест Тулуз – Пьерона изучение свойств внимания (концентрации, устойчивости, переключаемости) и психомоторного темпа, вторично оценивает точность и надежность переработки информации, волевую регуляцию, личностные характеристики работоспособности и динамику работоспособности во времени. Опросник «Саморегуляция» А.К. Осницкого определение уровня сформированности регуляции
Критерии и методы оценки регулятивного и познавательного компонентов УУД
Психодиагностический инструментарий коммуникативных УУД Карта наблюдения Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман
Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Карта наблюдения Задание «Рукавички» Г.А. Цукерман Выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера) Выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация) Диагностика уровня сформированности коммуникативных универсальных учебных действий осуществляется по карте наблюдения
Критерии и методы оценки коммуникативного компонента УУД
Индивидуальная карта школьника (первоклассника) Ф. И. О. ________________________________________________ СОШ ____________________класс _______________________ дата рождения_______________дата тестирования____________ Индивидуальная карта школьника (первоклассника) Ф. И. О. ________________________________________________ СОШ ____________________класс _______________________ дата рождения_______________дата тестирования____________ Заключение: __________________________________ Рекомендации: __________________________________ __________________________________ Дата ________ Психолог _____________
Технологическая карта формирования УУД на конец 1 класса.
Алгоритм создания набора диагностического инструментария по оценке УУД Основная образовательная программа образовательного учреждения. Программа формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования. Программа формирования УУД у 1-х классов (регулятивные, познавательные, коммуникативные учебные действия). Разработка критериев, соотнесение их с уровнями. Апробация Коррекция Утверждение на методическом объединении и применение
Примерные задания по оценке и формированию УУД, для использования педагогами в образовательном процессе РЕГУЛЯТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. Задание 1 (проверяет умение определять цель деятельности на уроке). Что узнают дети о лете на этих уроках окружающего мира? Соедини рисунки и предложения.
Задание 2 (проверяет умение высказывать своё предположение (версию)). Как ты думаешь, откуда прибежал мальчик? Почему он такой мокрый? Закончи предложения.
Задание 3 (проверяет умение работать по плану). Прочитай план работы. Выполни. Отсчитать пять клеток вниз от чёрной, обведи их. Отсчитай две клетки вправо от чёрной, обведи их. От самой правой клетки отсчитай вниз ещё пять клеток, обведи их. Назови букву. Напиши в нижней строке любое слово, которое начинается с этой буквы.
Задание 4 (проверяет умение составлять план работы). Мама попросила Лену пересадить растение из маленького горшка в большой. Помоги Лене составить план действий: пронумеруй картинки.
Задание 5 (проверяет умение контролировать выполнение заданий (проверять верно ли выполнено задание). Мальчик обвёл на рисунке всех зверей и птиц. Проверь его работу. Доделай её, если нужно.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Задание 7 (проверяет умение сравнивать и группировать предметы). В какой ряд нужно поместить животных из правого столбика? Соедини.
Задание 8 (проверяет умение извлекать информацию из сюжетного рисунка). Обозначь точками число квадратных и круглых формочек. Сравни эти числа.
Оценочная карта «Результаты интегрированной проверочной работы / 1 класс» регулятивных УУД