Программно-целевой подход в управлении в условиях введения ФГОС второго поколения Давыдов Г.А., зав. кафедрой управления развитием образовательных систем ПОИПКРО, кандидат педагогических наук
Программно-целевой подход в управлении - реализация целого комплекса программ, обеспечивающих диалектическое единство функционирования и развития жизнедеятельности образовательного учреждения: программы развития, основной образовательной программы и учебных программ по предметам
Программа развития образовательного учреждения (Целевая комплексная программа развития образовательного учреждения) Важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно- целевую идеологию развития А.М. Моисеев
Примерная основная образовательная программа учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы (Ст. 2)
Образовательная программа нормативно-управленческий документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности организации образовательного процесса С.Е. Шишов
Место ОП в системе управления школой Программа развития – это, прежде всего, программа реализации стратегических целей для перевода школы в новое качественное состояние (от 3 до 5 лет) Образовательная программа нацелена на решение тактических задач школы (1 год) Учебная программа нацелена на решение оперативных (текущих) задач школы (в течение года)
Место ОП в системе управления школой Программа развития ориентирована на «должное» и «возможное» в УВП школы Программ развития нацелена на достижение образа желаемого будущего Образовательная программа отражает реальный УВП школы («здесь и сейчас») Образовательная программа указывает на существующие цели и результаты УВП школы
Место ОП в системе управления школой Программа развития: менее структурирована, более концептуальна, основательно проводится проблемный анализ, конкретные планы действий и программы (проекты) разрабатываются в качестве подпрограмм или приложений
Место ОП в системе управления школой Образовательная программа: четко структурирована ориентирована на практику проблемный анализ минимален конкретные планы и программы расположены в структуре документа (учебный план, учебные программы, программы внеурочной деятельности…)
Место ОП в системе управления школой Учебная программа – это документ, отражающий целевые установки и содержательную основу учебного курса по соответствующему учебному предмету, логику построения курса, принципы выбора технологий обучения и методов контроля достигнутого уровня содержания образования
Уровни программного управления образовательным процессом Программа развития – стратегическое управление Образовательная программа – тактическое управление Учебная программа – оперативное управление
Стратегия Тактика Оперативное управление Программа Образовательная Учебные / Рабочие развитияпрограмма программы Взаимосвязь уровней и программ управления образовательным процессом
Основное назначение ОП Целостное представление о содержании УВП в школе Обеспечение преемственности всех ступеней обучения и воспитания в школе
Исходный принцип построения ОП Сущность целого: каждая часть существует для целого целое существует для каждой части каждая часть есть целое в некотором особом аспекте его Н.О. Лосский. Ценность и бытие
Назначение ОП Согласование (синергия) дидактического и организационно-педагогического аспектов УВП: - дидактический аспект: уровень содержания образования, учебные программы, учебники и учебные пособия, педагогические технологии; - организационно-педагогического аспект: учебный план, система диагностики и аттестации, режимные условия и т.д. Согласование (синергия) форм и методов организации УВП образовательным возможностям и потребностям учащихся
Программно-методическое обеспечение ОП (синергия) Учебные предметы учебного плана Учебная программа УчебникОбоснование выбора …
Программно-методическое обеспечение ОП (преемственность) Ступень образования Учебные предметы 123 Начальная школа Основная школа Средняя школа
Программно-методическое и организационное обеспечение ОП Учебные предметы Ведущие педагогические технологии, методы и приёмы обучения Формы организации обучения Режим обучения …
Педагогические технологии Нельзя, чтобы в одном и том же классе преподавание одного предмета строилось на основе технологии развивающего обучения, другого – на основе программированного обучения, а третьего – на основе идей вальдорфской педагогики В.С. Лазарев
Хорошая ОП должна обеспечивать выполнение федерального государственного образовательного стандарта (государственное задание) соответствовать социальному заказу (общественный договор) обеспечивать возможность достижения учащимися уровня образованности, который необходим для реализации социального заказа (общественный договор) способствовать интеграции учебной и внеурочной деятельности учащихся (общественный договор)
Хорошая ОП должна способствовать интеграции содержания образования различных образовательных областей и предметов стимулировать использование более эффективных образовательных технологий соответствовать кадровым, материальным и финансовым возможностям школы и санитарно- гигиеническим требованиям способствовать развитию учащихся
Развитие Функционирование Программа развития ОУ Образовательная программа ? Стратегия Тактика и оперативное управление
Развитие Функционирование Программа развития ОУ Образовательная программа Стратегия Тактика и оперативное управление Годовой план работы школы
Взаимосвязь программы развития и образовательной программы Программа развития Направления развития: 1. Введение ФГОС второго поколения 2. Совершенствование работы с одаренными дети 3. … Годовой план работы школы Организация деятельности школы, направленной на введение ФГОС и разработку ОП (…уровня): - нормативная база - финансово-экономическое обеспечение - организационное обеспечение - методическое обеспечение - кадровое обеспечение - …
Переход к новому спроектированному состоянию Разработана и утверждена основная образовательная программа ОУ Приведена в соответствие с требованиями ФГОС нормативная база ОУ (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально- техническое обеспечение и т.п.) Приведены в соответствие с требованиями ФГОС и новыми квалификационными характеристиками должностные инструкции работников ОУ
Переход к новому спроектированному состоянию Определены учебники и учебные пособия, используемые в образовательном процессе в соответствии с ФГОС Разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работникам ОУ, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ
Переход к новому спроектированному состоянию Определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся Разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС Повышена квалификация всех учителей Обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС